«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки

прочитаноне прочитано
Прочитано: 52%

В поисках будущего


         Но все же сколь мелкой выглядит вся эта конкурентная корыстная возня, если представить только действенные угрозы человечеству в начале XXI века! Старые способы разрешения конфликтов между государствами и сообществами людей нынче не адекватны средствам разрушения, сосредоточенным в их руках. И любая война - малая ли, большая - сегодня также и экологическая катастрофа. Ядерная, химическая, биологическая, психотронная и другие угрозы - все они замыкаются теперь еще и на новом явлении - терроризме, ставшем международной силой. Техническая цивилизация способна стать самоубийцей, ведь огромен разрыв между ее скачком и медленным развитием гуманитарных наук, предметом которых является поведение человека, да и сам человек в своих заблуждениях и нравственности остается пока неизменен. Астрологи вот уверяют, что вступление человечества в эпоху Водолея обновит человека, изменит стереотипы мышления и поведения, породит новую мораль и нравственность, возродит утерянную духовность и разбудит в людях стремление жить в согласии с природой. Если бы так... Но такое не может произойти само по себе. Наше сознание косно и инертно, и для разрешения серьезных конфликтов рука заученно тянется к автомату, а то и к ядерной кнопке - пока мы в капкане, который сами себе и поставили.
         Вслушиваясь в голоса из прошлого, вижу тех мудрецов, что предвидели наше положение и уже тогда искали из него выход. Русский философ-утопист Николай Федорович Федоров писал в знаменитой теперь книге "Философия общего дела": "Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца". Но там же и замечу: "Свобода без власти над природой - это все равно что освобождение крестьян без земли (написано через 30 лет после отмены крепостного права - В.Т.). При такой свободе остается только ждать и прогнозировать, когда же человечеству не станет хватать угля, железа и хлеба, чтобы в конце концов подчиниться природе и отдать ей свою жизнь". Правда, власть над природой, в понимании Федорова, - это не то, что люди самодовольно нарекли покорением природы еще со времен английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 годы). "Новая Атлантида" Бэкона - восторженная песнь рационализму, науке и развитой технике, которые дарят людям все мыслимые и немыслимые блага и позволяют им безраздельно властвовать в покоренном царстве природы. С тех далеких времен философы и писатели в разных странах поклонялись перспективе развития науки и техники так, как древние греки богине Панацее-вселительнице.
         А сколько оптимизма и энтузиазма уже в XX веке вызвала заря научно-технической эволюции - какие надежды разбудила. какие блистательные виды на будущее открывались! Опьянение возможностями науки и техники прошло исторически так же быстро, как и их лавинообразное вторжение в жизнь человечества и каждого из нас. Протрезвели пока еще не до конца, но уже прозрели: не только Отечество, но сама цивилизация в опасности! По мнению академика РАН Никиты Николаевича Моисеева, "уже явственно видно - медленно, но возникает понимание решения кризисных проблем Земли нравственными путями". Но пока военные угрозы только плодятся под зреющие гулы планетарной экологической катастрофы.
         Вернемся к Николаю Федорову и к умонастроениям мыслителей, которые получили название русского космизма. Еще во второй половине XIX века понятие "покорение природы" было подвергнуто сомнению именно в России. И не потому, что в технических новшествах (вернее будет сказать, в их внедрении) мы отставали от Запада. А потому, что цельность восприятия мира была еще не потеряна, не подточена голым практицизмом и ликующим материализмом: даже в литературе на всех этих штольцев и базаровых мы смотрели как на будущее, но, к сожалению, малопривлекательное.
         В философии такие умы, как Н. Федоров, И. Киреевский, В. Соловьев, П. Флоренский, Н. Лоссоский, в литературе - Л. Толстой, Ф. Достоевский и другие, определили даже не школу в ее научном понимании, а именно умонастроение многих личностей в русской демократической интеллигенции. Они пришли к пониманию неизбежности противоречий между разумом и природой, человеком и окружающей средой. Основные их утверждения сводились к тому, что человек - составная часть природы, их нельзя противопоставлять, надо рассматривать в единстве. Человек и его окружение - частица единого. Вселенной. Вот эта цельность восприятия, надо полагать, повлияла и на развитие русской естественнонаучной мысли: естествознание того времени устремлено к обобщающим синтетическим конструкциям. Вспомним хотя бы Дмитрия Ивановича Менделеева, создавшего универсальную периодическую систему химических элементов, или Ивана Михайловича Сеченова, на многие годы опередившего развитие мировой физиологии пониманием того, что человека надо изучать в единстве его плоти, духа и окружающей среды. А Василий Васильевич Докучаев? Это он первым разработал то, что сейчас называем генетическим почвоведением, он понял, что именно почвы являются основой, которая связывает в единое целое всю биосферу.
         И все эти общесистемные прозрения объединил в своих трудах естествоиспытатель и философ, истинный энциклопедист, основатель биогеохимии Владимир Иванович Вернадский, 140-летие со дня рождения которого будем отмечать в начале весны следующего года. Уже в первые годы XX столетия он утверждал, что воздействие человека на окружающую природу растет так стремительно, что уже различимо то время, когда он станет основной геологообразующей силой и ему придется принять на себя ответственность за будущее развитие природы (к слову сказать, одна только современная подробность: объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, почти в два раза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами планеты). Судьбы окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера однажды перейдет в сферу разума - ноосферу. Грядет великое объединение, в результате которого развитие Земли сделается направленным, его будет направлять и корректировать сила Разума.
         Остается только верить, что эта идея Вернадского не утопическая, и до осуществления ее человечество не покончит свою жизнь самоубийством. Пока вот ни в политиках, ни в олигархах и генералах, во всех, кто реально правит миром, нет и зачатков той необходимой новейшим временам нравственности и ответственности, которые способны приблизить эпоху ноосферы.
         А идеи русских космистов и академика Вернадского питают сегодня только международные экологические программы, эхо чьих выводов нередко гаснет в длинных и извилистых коридорах власти. Летом этого года, например, прошло незамеченным 30-летие Программы ООН по окружающей среде. Уже 35 лет существует международная программа "Человек и биосфера". Нынче масштабы и темпы, говоря ученым языком, антропогенных нарушений окружающей среды намного опережают уровень знания о процессах, происходящих в различных экологических системах. Ученые проводят фундаментальные исследования, все чаще выходят на общественную трибуну, но власть имущие, в общем-то разделяя их тревоги, тем не менее привычно отделяют политику от нравственности.
         Напоследок о по-своему курьезной "примочке" Земли, страдающей по нашей воле экологическими недугами. Командование вооруженных сил Норвегии решило отказаться от применения существующих патронов с пулями из свинца. "Мы полностью прекратим использование подобных патронов в 2008 году", - прочувствованно сообщил генеральный инспектор норвежской армии генерал-майор Роар Хауген. Гуманные экологи в прогнозах озаботили НИИ обороны, а тот дотошно подсчитал, что солдаты и офицеры их доблестной армии в прошлом году, например, расстреляли 13 миллионов патронов, удобрив землю в районах стрельбищ семьюдесятью двумя тоннами свинца, который попадает в грунтовые воды, а потом отравляет реки и озера.
         Замечательная инициатива в мире, где войнам не видно конца, зато теперь каждый житель планеты вправе надеяться, что если его и подстрелят, то экологически чистой пулей. Норвежцы же в экологической озабоченности пойдут дальше. Они уже рассматривают возможность отказа от фосфоросодержащих боеприпасов: ведь, подумать только, одна десятая грамма белого фосфора способна отравить человека.
         Какая ни на есть, а надежда, что так - маленькими шажками - придем и к разоружению. А всерьез говоря, в день сегодняшний нам остается только тревожно ждать, чем закончатся воинственные ритуальные пляски дядюшки Сэма вокруг нефтеносного Ирака. И ноосфера покуда - красивая утопия.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100