Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 0% |
Интервью с Николаем Зеленщиковым, первым заместителем Генерального конструктора Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королева провел наш специальный корреспондент Владимир Рыбаков
В августе этого года А. Проханов, В. Рыбаков и В. Тетекин, журналист газеты "Советская Россия", посетили Ракетно-космическую корпорацию "Энергия". С особым чувством входил на территорию знаменитого предприятия Александр Проханов, выпускник Московского авиационного института, провожавший на старте и встречавший вернувшийся из космоса "Буран". С этого предприятия началась история освоения космоса.
Гостей встречал первый вице-президент, первый заместитель Генерального конструктора Зеленщиков Николай Иванович. После короткого экскурса в историю сразу едем в цеха. Первый - цех производства электробытовых товаров. Здесь производятся кухонные процессоры и пылесосы, которые успешно вытесняют с нашего рынка соответствующие японские и корейские товары, являясь лучшими товарами России. Делают фильтры для воды, миксеры. Готовятся к выпуску электромясорубок, блендеров. Красивые упаковочные коробки с надписью "Энергия" известны уже многим.
В свое время по планам конверсии на предприятиях Министерства общего машиностроения (МОМ) производились товары народного потребления, лучшие товары современного ширпотреба: холодильники, стиральные машины, телевизоры, швейные машины и так далее. Но потом, рассказывает Зеленщиков, начался перегиб, и чем мы только ни занимались: капустопосадочные комплексы, которые навязывались нам через обком, тестомешалки, карамельные завертывающие линии, разного рода транспортеры и прочее. Для реализации в народном хозяйстве разработок, полученных при создании комплекса "Энергия-Буран", были разосланы по министерствам 600 новых технологий, новых материалов. Но все они остались невостребованными, так как уровень технологии на предприятиях других министерств был так низок, что они не могли подхватить предлагаемые новшества. Предприятия же МОМа внедрять их где-то не могли, не для этого они создавались. Однако именно здесь собраны самые высококвалифицированные коллективы, из выпускников самых престижных вузов страны. Здесь собраны лучшие силы. Если бы сразу предоставлялся выбор конверсионных изделий самим предприятиям, то дело пошло бы значительно лучше. Вот, как сейчас, продолжает Николай Иванович, мы выбрали уже перечисленные товары, это несколько несвойственный нам профиль, но мы и это быстро освоили. Решение было принято в феврале, а в ноябре мы выпустили первый кухонный процессор. На сегодня их выпущено 1, 5 миллиона. Надо выходить на другой рынок.
Следующий - цех протезно-ортопедических изделий. Производимые здесь протезно-ортопедические изделия завоевали медали на международных выставках. Эти протезы - лучшие в России, их выпуск доходит до 90 процентов от всего объема протезов в стране. В производстве применяются материалы, которые используют в ракетно-космической технике: титан, углепластики. На вооружение взят опыт испытаний космической техники, миллион сгибаний коленного сустава. Протезы уже покупают в 15 странах мира, причем поставляются они в развитые страны. Это нормальный подход, когда надо идти снизу, а не сверху, когда насильно заставляли делать непрофильную продукцию. Если бы грамотно и постепенно подходили к этому вопросу, то заводы были бы и на достаточно хорошем уровне.
И вот цех общей сборки и контрольных испытаний. Чистота, белые халаты. Проходим мимо уже собранных новых космических кораблей "Союз", разработанных специально по программе международной космической станции (МКС). Ограничения для космонавтов по росту в этом корабле практически снимаются. Рядом - черная махина "Бурана". Собственно, это не сам корабль, а его полноразмерная технологическая версия, которая летать не может, а предназначена для испытания отдельных систем корабля. У предприятия нет денег на то, чтобы убрать его из цеха. Цех огромен. Здесь идет сборка новых разгонных блоков и много-много еще чего.
Следующий объект нашего внимания - чертежные залы конструкторского бюро. Именно здесь рождаются и воплощаются в чертежи проекты новых космических кораблей. Чувствуется, что это предмет особой гордости руководства. Автоматизированные рабочие места оборудованы по последнему слову вычислительной техники. Освоившие ее отзываются с восторгом о новых возможностях, поступивших в распоряжение конструкторов. Для тех же, кто по-прежнему предпочитает работу за кульманом, есть и они. Но за чертежными досками людей мало.
Посещая предприятие, созданное С.П. Королевым, нельзя не посетить музей, где собрано, пусть не все, но многое из нашей космической истории. Музей уникален, как и само предприятие. На нем побывали все дети города Королева - города ракетостроителей. Детей и студентов музей принимает бесплатно или за очень маленькую плату.
Удивительно, но, возможно, некий дух космоса сопровождал нашу маленькую группу на обратном пути в редакцию. Машина буквально пролетела через Москву, забитую пробками, и уже через 25 минут мы уже сидели за редакционным столом, с благодарностью и белой завистью вспоминая людей, несмотря на все трудности, создающих и удерживающих дорогу из России в Космос.
Владимир Рыбаков. Николай Иванович, хотелось бы узнать ваше мнение о том, как менялось отношение к космосу со стороны государства, общества в течение последних 15 лет?
Николай Зеленщиков. Последние 15-20 лет наша Корпорация проводила работы по пяти серьезным темам: многоразовой космической системе "Энергия-Буран", пилотируемому орбитальному комплексу "Мир", Международной космической станции (МКС), ранее называемой "Альфа", проекту "Морской старт" и спутнику связи "Ямал". Два последних проекта осуществлялись по контрактам на коммерческой основе, и роль государства заключалась, с одной стороны, в предоставлении государственных гарантий, с другой, как ни странно, - в противодействии ряда государственных учреждений развертыванию этих работ, хотя средств на эти работы государство не выделяло. По этим двум проектам было достаточно публикаций, и я не буду останавливаться на них в нашем разговоре. Скажу только одно: оба проекта успешно реализованы. По проекту "Морской старт" осуществлено 8 успешных запусков космических аппаратов, а спутник связи "Ямал", созданный на базе новейших технологий, четвертый год успешно эксплуатируется на геостационарной орбите. По первым же трем темам заказчиком выступало государство. По "Энергии-Буран" сначала заказчиком было Министерство обороны СССР, затем Министерство общего машиностроения (МОМ), по "Миру" - также МОМ, а по МКС заказчиком является Росавиакосмос.
Отношение к космонавтике со стороны государства можно проследить по трем вышеперечисленным темам. Оно определяется прежде всего тем, как относятся первые лица государства - президент, председатель правительства, его заместители, министры - к решению возникающих вопросов, к выполнению ими же принятых постановлений и решений, кто лично и персонально отвечает за состояние и развитие ракетно-космической промышленности в стране. А от этого зависит и финансирование, которое выделяется на отрасль в целом и отдельные проекты и направления работ. Я даже не могу вспомнить всех вице-премьеров и заместителей председателя правительства, которые "курировали" ракетно-космическую промышленность, а не отвечали за нее.
За последние десять лет нами руководили: М. Малей, Ю. Скоков, Г. Хижа, О. Лобов, О. Сосковец, А. Большаков, В. Каданников, В. Булгак, Б. Немцов, Ю. Маслюков, И. Клебанов. Они менялись даже быстрее, чем менялись правительства в России. И с кого из них и что сегодня можно спросить? В советские времена за оборонный комплекс, куда входила ракетно-космическая промышленность, отвечал секретарь ЦК КПСС. Это был всегда авторитетный, уважаемый человек, всю жизнь проработавший в оборонной промышленности (например, в США это вице-президент). Под стать секретарям были и министры. Разве можно сравнить Сергея Александровича Афанасьева, бывшего министра общего машиностроения, с любым из вышеперечисленных вице-премьеров или министров, за исключением, может быть, только Маслюкова, по уровню компетентности и ответственности. Афанасьев начинал свою работу на нашем заводе, и последние 9 лет своей жизни работал консультантом президента корпорации. Он отвечал вместе с министром среднего машиностроения Ефимом Павловичем Славским за создание ракетно-ядерного щита страны. Как после министров общего машиностроения С. Афанасьева, О. Бакланова, В. Догужиева, обеспечивших создание и запуск системы "Энергия-Буран", министром был назначен Титкин Александр Алексеевич, до этого никому не известный в нашей отрасли, прославившийся только тем, что на перестроечной волне поддерживал Ельцина?
Но вернемся к поставленному вопросу и рассмотрим трагическую судьбу программы "Энергия-Буран", над которой корпорация работала с 1976 года в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР. В то время было противостояние двух систем, двух супердержав, и для обеспечения паритета ставилась задача создать систему, не уступающую по своим характеристикам американскому кораблю "Шаттл", но обладающую более широкими возможностями. И это было достигнуто за счет более гибкой схемы этого комплекса. В нашем проекте ракета-носитель "Энергия" являлась как самостоятельным универсальным средством, способным выводить любую полезную нагрузку массой до ста тонн, в частности, многоразовый корабль "Буран", на промежуточную орбиту искусственного спутника Земли (ИСЗ). Создание ракеты-носителя "Энергия" и корабля "Буран" явилось самой масштабной программой в истории отечественной космонавтики (аналогичная программа реализована только в США - это программа "Спейс-Шаттл"). Кооперация исполнителей насчитывала 1206 предприятий и организаций, почти 100 министерств и ведомств СССР, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры России, Украины, Белоруссии, Узбекистана и других республик. Значительные ресурсы вкладывались в дооснащение и реконструкцию ведущих заводов, объектов испытательной базы. Годовой объем выделяемого на всю программу финансирования достиг в 1985 году 1, 3 млрд. руб., что было эквивалентно примерно 1, 2 млрд. долл. США. Наша организация была головной по программе в целом и отвечала за техническую реализацию и координацию распределения выделяемого финансирования. На средства, выделяемые МОМом, мы заключали договора с организациями промышленности. Сегодня же мы, как головная организация, не имеем таких прав, а, следовательно, и экономических рычагов управления работой кооперацией, и это в условиях развивающейся рыночной экономики России.
Координацию работ на межведомственном уровне осуществляло Министерство общего машиностроения при контроле и поддержке Комиссии СМ СССР по военно-промышленным вопросам. Руководство Министерства общего машиностроения и лично министры внимательно следили за ходом разработок, возглавляли работу Межведомственного координационного совета (МВКС), регулярно проводили совещания, как правило, выездные, на которых рассматривались вопросы, требующие оперативного решения на высшем государственном уровне. Министры одновременно являлись и председателями Государственной комиссии по летным испытаниям комплекса "Энергия-Буран".
Вот в этом кабинете, где вы берете у меня интервью, каждую пятницу руководители предприятий и генеральные конструкторы докладывали министру о состоянии дел по программе. Перед первым запуском ракеты "Энергия" космодром Байконур посетили глава государства Горбачев и почти все члены Политбюро. Вполне естественно, что при таком отношении государства к космонавтике проблемы с финансированием были, но они решались с учетом приоритетов, устанавливаемых государством, в развитии самой наукоемкой области производства - космонавтики.
Первый пуск ракеты-носителя "Энергия" был проведен успешно 15 мая 1987 года, а второй - с орбитальным кораблем "Буран" - 15 ноября 1988 года. Корабль "Буран" также успешно выполнил задачу, совершив посадку в автоматическом режиме с очень высокой точностью при сложных метеорологических условиях. Уже к моменту пуска корабля "Буран" Министерство обороны практически потеряло к нему интерес, а политическое руководство страны, получив серьезный козырь в переговорах по разоружению (был получен аналог "Шаттла"), также охладело к этой программе.
Конечно, система "Энергия-Буран" значительно опередила время, ни заказчик, ни промышленность не были готовы не только к ее использованию, но и к внедрению технологий, которые были наработаны в процессе ее создания. В 1989 году в 74 министерства СССР был направлен каталог "Научно-технические достижения по системе "Энергия-Буран", в котором было приведено около 600 созданных новейших технологий, реализация которых могла дать экономический эффект около 6 млрд. рублей (в ценах 1989 года). И это не надуманные цифры - они подтверждены внедрением в США подобных технологий в сферу создания потребительских товаров. Дальнейшая история сегодня всем известна: система "Энергия-Буран", как вся космонавтика и оборонная промышленность в целом, в 90-х годах подверглась сначала необоснованной критике со стороны дилетантов от космонавтики, а затем была приведены в действие экономические рычаги, при которых людям стало выгоднее и престижнее торговать у прилавка, чем быть высококвалифицированным работником. Так началась одна из самых больших бед России - уничтожение высокотехнологичной промышленности.
С 1991 года система "Энергия-Буран" была переведена из Программы вооружения в Федеральную космическую программу. С приходом к власти Ельцина (а его позиция на предвыборных митингах четко была озвучена: "Космос может подождать") финансирование по системе вообще было прекращено. В 1992 году Российское космическое агентство приняло решение о прекращении работ и консервации созданного задела. К этому времени был полностью собран второй экземпляр орбитального корабля и завершалась сборка третьего корабля с улучшенными характеристиками. Задел по ракете-носителю "Энергия" был также огромен. В разной стадии готовности имелась комплектация на 8 ракет. Остановка работ стала трагедией для сотен тысяч человек - участников создания системы, посвятивших более 15 лет решению этой грандиозной задачи. Но вы удивитесь, если я скажу, что эта тема до сих пор не закрыта. В течение последних десяти лет никто не взял на себя смелость подписать указ президента, или, на худой конец, выпустить постановление правительства. Мы до сих пор пишем справки в Росавиакосмос, проводим различные инвентаризации, а воз и ныне там. У нас, например, на предприятии до сих пор стоит комплексный электрический стенд корабля "Буран", который ввозили в цех, когда он еще строился в 1983 году. Сегодня же, чтобы освободить цех под другие работы, надо корабль разобрать: отстыковать крылья, хвостовое оперение, слить компоненты гидросистем, которыми они заправлены, и т.д. Но так как нет постановления, средства в бюджете на эти цели не предусмотрены. Для того, чтобы только разобрать и утилизировать материальную часть, нам необходимо несколько миллионов рублей.
Еще хуже обстоят дела на космодроме Байконур. Вся материальная часть по программе "Энергия-Буран", включая объекты наземной инфраструктуры, является после распада СССР собственностью Республики Казахстан. Вы, наверное, слышали о трагедии, которая произошла на космодроме Байконур 12 мая этого года. Рухнула крыша монтажно-испытательного корпуса, обломки которой похоронили остатки задела по ракете-носителю "Энергия" и первый слетавший корабль "Буран". Второй корабль "Буран", который готовился к очередному полету, находится в монтажно-заправочном корпусе, казахской стороной не принят и представляет собой безобразное зрелище. Все, что можно было разбить, изуродовать, - разбито, изуродовано; что можно украсть - украдено. Вот апофеоз программы, результатами которой когда-то гордилась вся страна.
И последнее, об отношении к космосу со стороны государства: наш "куратор" - бывший заместитель председателя правительства, а сегодня министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов, не только за многие годы ни разу не был у нас на предприятии, но, я думаю, что не знает даже, где оно находится.
В.Р. То, что вы рассказали, чрезвычайно прискорбно. Очень трудно возвращаться к интервью. И все же, скажите, это правда, что при создании системы "Энергия-Буран" нировской стадии не было?
Н.З. Да, правда, практически не было, так как отечественная промышленность уже намного опережала в своем развитии тот научно-технический уровень, который требовался для ее создания. Но в процессе разработки системы была проведена колоссальная экспериментальная отработка, несколько тысяч испытаний. Поэтому и ракета, и корабль с первого раза выполнили поставленные задачи.
В.Р. А что вы скажете о станции "Мир"?
Н.З. Как известно, главный элемент станции - базовый блок - мы должны были запустить к открытию XXVII съезда КПСС - 23 февраля 1986 года. У нас в те времена ко всем праздникам делались трудовые подарки - к Новому году, к 1 Мая, к съезду.
В.Р. Американцы тоже приурочивали запуски к своим датам.
Н.З. Ничего плохого в этом не было. Вся страна знала, сколько к какому-то празднику построили заводов, школ, дворцов культуры, спустили на воду кораблей, сколько освоили новых образцов техники. Другое дело, когда была ложь, когда рапортовали об успехах, а потом месяцами или годами достраивали, доделывали.
Запуск первого элемента станции - базового блока - планировался 16 февраля, но примерно за минуту до команды "Контакт подъема ракеты" запуск отменили по техническим причинам. Пуск состоялся 20 февраля. За пятнадцать лет эксплуатации станции "Мир" можно проследить отношение государства к космонавтике, как с распадом СССР и развалом промышленности менялось финансирование.
Технические предложения по созданию усовершенствованных долговременных орбитальных станций (ДОС) N7, 8 были выпущены в 1976 году, то есть еще во времена Брежнева. Отношение государства и его руководителя Брежнева к ракетно-космической технике и пилотируемой космонавтике хорошо известно. Оно четко было сформулировано: "Долговременные орбитальные станции - магистральный путь развития советской космонавтики". Экспериментальная отработка систем и агрегатов, а также строительство базового блока были проведены во времена "развитого социализма". Надо отметить, что работы проводились параллельно с работами по программе "Энергия-Буран". Начало полета станции совпало с началом перестройки. Имея солидный задел из "советских времен", в 1987-м, 1989-м и 1990-м годах были запущены три модуля: "Квант", "Квант-2" и "Кристалл".
Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||