Оглавление | Каталог библиотеки

не прочитано
Прочитано: 0%

Бегущая строка, кричащая заставка!

"Тульские известия", 23.07.2002, Тула, n160


         Нарастает протест против неэтичной рекламы


         "Старается телевидение - по всем каналам мучает нас рекламной долбежкой! - написал в редакцию Сергей Максимов, житель села Хрущева. - На нервы действует московская реклама, особенно усердствует НТВ, там постоянно "орущие" клипы и ролики. Сами операторы, небось, в наушниках... Только-только угомонится Центральное телевидение, так тут на экраны выползает тульская реклама!"
         "У нас дома телевизор "Рубин, - продолжает Максимов, - его экран достаточно большой, но мы вынуждены ограничивать размеры листами бумаги по углам, чтобы прикрыть назойливую "бегущую строку"... Как-то в выходной, думал, отвлекусь, отведу душу во время спортивной передачи: шла трансляция встречи хоккейных команд США и России. Так нет! Туляки погнали свою рекламу. Что ж, нет никакой управы на ее производителей? Кто-то же должен ввести рекламное время в разумные пределы... Куда и к кому обращаться?"
         Сергей Максимов в своем мнении не одинок. И в почте редакции есть отрицательные отзывы о назойливой рекламе, и устно я не раз слышала нарекания по этому поводу от знакомых и коллег, попутчиков в трамвае. Но официально оформленных заявлений с протестом против рекламы немного поступает даже в московские учреждения. Причина в том, что люди не знают, как и куда обращаться. А между тем есть орган, контролирующий соблюдение закона о рекламе, - это Министерство по антимонопольной политике (и его территориальные учреждения). Наш читатель Максимов, например, имеет право предъявить в орган по антимонопольной политике претензию о нарушении временных рамок рекламных передач. По закону вся реклама не может превышать 25 процентов объема вещания в сутки. При этом засчитывается абсолютное время, в течение которого идет реклама разного рода одновременных наложений. Так что пора Максимову включать секундомер...
         Объективным будет признан протест Максимова и против "орущей" рекламы. Здесь полезно учесть мнение такого сильного союзника, как Министерство по антимонопольной политике. Там обеспокоены уровнем звука рекламных роликов, превышающим действующие ограничения. Все эти претензии касаются физических измерений рекламного продукта. Но в почте редакции есть письма и о его содержании. "Реклама, которую нам показывают по телевизору и публикуют в прессе, нередко пропагандирует разврат и насилие, - пишет тулячка Зоя Михайлова. - И как следствие, в обществе падает нравственность. Надо бы помнить исторические выводы о том, что такие причины, как утрата обществом целомудрия, идеала духовно и физически здоровой семьи, могут вызвать упадок государства".
         В настоящее время реклама способствует тому, что молодежь воспитывается на нездоровых примерах, а потом мы удивляемся, что у нас нет здоровых семей". Закон РФ "О рекламе" отвечает на это опасение. В статье 8 сказано, что неэтичная реклама не допускается. Неэтичной считается реклама, которая нарушает общепринятые нормы гуманности и морали. Рекламным фирмам при производстве продукции предписано учитывать исторические и культурные традиции. Словом, люди, недовольные формой и содержанием рекламы, могут протестовать, основываясь на своем непосредственном нравственном чувстве. Но при этом надо учитывать, что у нас единый рынок товаров, и потому регулирование отношений в сфере его продвижения и рекламы относится к компетенции только федерального законодателя. Органы же местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы. Эта реклама тоже не радует глаз!
         В почте редакции есть отзывы и о ее содержании. "Уличная реклама видна абсолютно всем, от нее не отгородишься, она каждый день бросается нам в глаза, - пишет Павел Вениаминов. - Большей частью - это реклама сигарет, алкогольных напитков и, наконец, реклама, пронизанная нездоровым эротическим духом. Многие менеджеры помещают обнаженную натуру там, где она в принципе даже быть не должна, - никакой связи рекламируемой продукции и визуального изображения часто не существует". Согласны с ним и другие читатели. "На рекламном щите изображен бытовой прибор. Это понятно. Но зачем здесь целующаяся пара в интимной позе? И подпись: "Поцелуй в комплекте"?.." - спрашивает Ирина Титова. "Возле отделения связи появился щит с обнаженным мужчиной и подписью: "А король-то голый!" И призывом зайти купить штаны. Смотреть на такую "натуру" способен только библейский Хам..." - возмущается Мария Старова.
         "Что они делают? - удивляется Илья Антонов по адресу рекламопроизводителей. - Товар двигают на единый рынок или секс пропагандируют? Но ведь это по-другому называется - порнография, например..."
         Читатели правы, в Туле есть ненадлежащая реклама. Ее натиска не выдержали молодые потребители этой продукции - студенты Тульского механического техникума. Недавно они провели интеллектуальное шоу "Слушается дело...", во время которого высказали отрицательное мнение по поводу наружной рекламы, в частности табачных изделий.
         Это первая в Туле форма выражения общественного мнения. И перспективная. Именно это мнение берется во внимание при рассмотрении дел о неэтичности рекламы. Еще рекомендуется обращаться в общественные организации, государственные учреждения, исследовательские институты, чтобы заручиться их поддержкой. Я так и сделала - обратилась к Наталье Марковой, менеджеру телевидения, руководителю научно-практического центра Института социально-экономических проблем народонаселения РАН. Она вот уже четыре года занимается исследованиями в области массовых коммуникаций, психологии и социологии.
         Вывод специалиста тревожен. При исследовании рекламной информации, по различным каналам поступающей на целевую аудиторию от 12 до 25 лет, обнаруживается железная закономерность. В ее тематике шесть идеологически окрашенных направлений: это реклама мест развлечении - клубов, рок-концертов, дискотек, реклама рок-звезд, сведения об их успехах и сексуальных приключениях, сообщения о девиантных поступках (преступлениях, наркомании) как о составной части их жизни. Скрытая пропаганда наркотиков под видом постижения мистики, сверхчувственных явлений, дьявольщины: астрология, ужасы, пришельцы. Реклама молодежной моды: некоей сексуальной униформы, шокирующей, эпатажной, с элементами различных субкультур, нарушающей общепринятые коды одежды. Секс-пропаганда, дискредитация акта личностной любви. И реклама разрушения общепринятых кодов поведения: "Идеологическая окраска тем, соединенных с безусловным рефлексом, сексуальным стимулом, очевидна, - пишет Н. Маркова. - Это идеология нарушения социальных норм, идеология выпадения из общества, идеология преступления".
         А ведь закон Российской Федерации "О рекламе" запрещает основывать содержание рекламы на эксплуатации человеческих инстинктов, важнейшим из которых является инстинкт продолжения рода и защиты потомства. Не только научный, но и обобщенный взгляд легко обнаруживает явные нарушения закона "О рекламе". "Предлагаем создать общественный комитет, который бы ведал вопросами рекламы, наружной в том числе, - пишут читатели Соколов, Кузнецов, Трофимова. - И имел бы полномочия запрещать наиболее одиозную рекламу растленного образа жизни с использованием элементов порнографии и так далее. Такой комитет можно создать при главе города или при областном комитете по печати. В его составе обязательно должны быть учителя, психологи, врачи, священники". Читатели требуют, пишут: "Больше мы мириться с этим просто не можем!" Трудно с ними не согласиться.

Оглавление | Каталог библиотеки

 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100