«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 51%

В царстве Снежной королевы


         Мы спустились к вратам ледяного царства, спрятанного в ущелье. Приходится поклониться Аскынской пещере, потому что высота входа всего 70 сантиметров. Юрий привязывает двадцатиметровую веревку для подстраховки: перила вроде бы есть, да неизвестно, в каком они состоянии. Возможно, для спелеологов этот пятнадцатиметровый спуск - легкая разминка, а мне приходится пережить несколько тревожных минут.
         Спускаясь в "воронку", осторожно друг за другом пятимся, натягиваем веревку. Вырубленные изо льда ступеньки подтаяли, и, кажется, я их под собой не чувствую. Темно, ничего не видно. Вот-вот сорвется нога. Ужасно мешает громоздкий штатив для съемок, болтающийся в чехле за плечом. Хлопчатобумажные перчатки, которые надела, чтобы не извозить глиной руки, моментально промокли. Несколько последних метров - просто ледяная катушка, именно в этом месте перила, как назло, заканчиваются. Только крепкая веревка немного тормозит стремительный спуск.
         Оказавшись внизу, перевожу дух. Сверху капает. Мне эта музыка знакома, слышала ее в прошлом году в Каповой пещере. Фонарик прорисовывает проявляющиеся в темноте фигуры. Свежий, морозный воздух наполняет легкие, а душу - неописуемый восторг. Боже мой, как красиво!
         Представьте себе, в летний день вы попадаете в ледяной городок, в царство Снежной королевы. Кстати, огромный сталагмит в центре зала, достигающий зимой 15 метров, так и называется. Королева слегка растаяла: летом сюда довольно часто спускаются люди, да еще с факелами. А ведь повышение температуры даже на полградуса губительно для такой пещеры.
         Королеву охраняют диковинные "животные". Их очертания мне кажутся знакомыми. Мамонтенок, а это вроде бы лошадка... Постойте, да ведь эти ледяные скульптуры напоминают фигуры животных, изображенных на стенах Шульган-Таша древним художником! Только здесь творила сама природа. Причудливые фигуры родились из тысячи капелек, падающих с потолка.
         - Вот это здорово! Мы попали в древний музей ледяных фигур, - радуется Гордеев и выхватывает лучом фонарика маленькое озерцо. Пьем талую воду: холодная, вкусная. А сколько хранит она в себе информации о событиях - кто знает, какой давности?
         Увы, в пещере мы видели и следы человеческого свинства. Кто ее охраняет, чистит? Да никто. Правда, когда сюда спускаются ребята из спелеологических клубов, они обычно выносят наверх мусор. Каждый по мешку.
         - Раньше Аскынская пещера служила для местных жителей холодильником, - начал экскурсию Юрий. - Здесь, как в любом другом месте, есть свой хозяин. Белый Спелеолог. Он наблюдает за туристами, видит, кто и зачем сюда пришел, кто как себя ведет. В пещеру надо заходить с чистой душой: у матушки-земли во чреве находимся.
         Акустика в Аскынской лучше, чем в любом оперном театре. Но знаменитых Абдразаковых сюда пускать с концертами нельзя. Своими мощными басами они расколотят все сталагмиты и сталактиты. А Юра Туманов, автор-исполнитель, выйдя на авансцену, пел негромко и проникновенно. Не поленился взять с собой гитару.
         - Ну, как? - выглянул он из-за мамонтенка.
         - Мороз по коже... - ответила Ольга.
         - Замерзли, что ли?
         - Нет, от песни...
         А я вдруг почувствовала, как заледенели ноги в промокших сапогах.
         Стас делал съемки со штатива. Фотоаппарат стоял на ручной выдержке, и пока фотограф обходил сталагмиты, обрабатывая вспышкой фон, я держала открытым затвор. Интересно, что-нибудь получится?
         Пришло время прощаться со Снежной королевой и ее владениями. Я крепко ухватилась за веревку, натянула ее, словно струну, как учил спасатель, и посмотрела наверх. Там, высоко над головой, сквозь пещерное "горло" струилась теплая земная жизнь. Свет в конце тоннеля. До боли знакомый сюжет... Вспомнила! Я видела этот тоннель во сне, очень давно, в детстве.
         Мы хотели вместе сфотографироваться у входа, но оптика запотела из-за резкого перепада температур, ведь из ледяного царства мы попали в лето. Уходя, я несколько раз оглянулась: на склоне красными огоньками горели примулы.
         А дождь все-таки настиг нас в лесу. На обратном пути увидели сорванные кем-то и растоптанные нежные цветки герани. Гибель ни в чем неповинных цветов оплакивало грустное серое небо.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100