Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 0% |
Я выросла в семье летчика, где о космосе и авиации знали изнутри. Но показанный в прошлом году, накануне 12 апреля, фильм о том, какой ценой мы стали первооткрывателями космоса, явился откровением. Хрущев не простил бы конструктору Королеву, если бы в космосе первыми оказались американцы. За политические амбиции заплачено здоровьем, карьерой, жизнью многих военных летчиков, из которых тогда набирали кандидатов в первый отряд космонавтов. Но эта жестокая правда не бросает тень на человеческий подвиг тех, кто был одержим космическими полетами...
Прошлой весной в нашем городе кометой пронеслась легендарная Марина Попович - летчик-испытатель первого класса, 101-кратная рекордсменка мира, кандидат технических наук, полковник запаса, обладатель наград интернациональной федерации аэронавтики. Жена летчика-космонавта Павла Поповича, она могла бы стать первой женщиной-космонавтом. С ее волей, выносливостью и энергией. Но...
Она уже была первой. Первая женщина-инструктор полетов. Чтобы летать на настоящих реактивных самолетах, нужно было подрасти на несколько сантиметров. Борец по натуре, она растягивалась на турнике. И всю жизнь подстегивала себя: "Сколько книг не прочитала, сколько музыки не услышала, сколько..." Летное училище, институт, академия, аспирантура. И "автографы в небе":
- Немирная работа в мирное время. Работа на общую прочность, до предела, но чтобы не разрушить самолет, который сознательно ставишь в самые жесткие условия...
О ней снимали кино. А сама она написала лирический сборник стихов "Жизнь - вечный взлет". По ее сценариям поставлены фильмы "Букет фиалок", "Небо со мной", для написания которых она закончила два курса ГИТИСа. Она не скрывает зависти к будущим испытателям и всегда помнит о тех, кто не вернулся:
- Летчики после полета отражают свет далеких звезд...
Марина Попович испытала на себе, что такое крен и отказ двигателя, 50 тонн груза и топлива на плечах и лед на крыльях. На соревнованиях, пролетая на ЯК-25 над Волгоградом, она попала в сложную экстремальную ситуацию. Вырулила из штопора на запредельную высоту - 19,700 км. При практически закончившемся горючем. Спасло ее тогда струйное течение, позволив даже установить мировой рекорд. На МИГ-21 первой из женщин преодолела два сверхзвуковых барьера...
У летчиков ее поколения не было таких высотных костюмов, защищающих от перегрузок, такой автоматики и электроники.
В 60-70-е годы вся надежда была на мастерство. В 40 лет от перегрузок мужчины становились стариками. А ей это зачем было нужно?
"Это крылатая сущность моя", - говорит она своими же стихами. И делится рецептом калиевого допинга, которым всегда укрепляла сердце: по 300 граммов кураги, изюма, грецкого ореха и лимона, пропущенных через мясорубку (принимать 2 раза в год по месяцу).
Три жизненные заповеди мадам Попович:
Не оставлять торможения на конец полосы. Не отказываться от еды - может, это в последний раз. Не оставлять любовь на старость.
Любовь у Марины Попович была поистине космическая. С мужем летчиком Павлом Поповичем свело небо. Они вместе проходили отбор в команду космонавтов. И потом жили в Звездном городке в одном домике с семьей Юрия Гагарина. Муж летал в космос дважды: в 1962-м и в 1974 году. Марину в космонавты не взяли. Попович шутил по этому поводу: "Нельзя ей в космос! Она быстро и много говорит даже во время еды. Откроет в невесомости рот, еда улетит, она с голоду помрет!".
На самом деле Марину не взяли, потому что у нее была маленькая дочь. А испытания она выдержала. И в искусственной невесомости была, когда кровь движется только по малому кругу, отчего отказывают ноги. Выдержала тест на "испуг" и на "раздражитель", после которого несколько человек стали припадочными. Она знает, что такое "гестапо", когда подвешивают за ноги под разными углами. Были "банки", после которых у многих лопались сосуды на груди, центрифуга, где теряли сознание, параллельные качели Хилла, после которых забывали, где небо и земля. Но самое тяжелое - это сурдокамера...
- От сенсорного голода можно сойти с ума. Тишина такая, что слышно, как кровь течет... - вспоминает Марина Попович. - Я после экзекуции на проверку памяти спасалась сном. У меня дочь сутками плакала, и я в "камере тишины" отсыпалась. Но, когда становилось плохо, вспоминала, как меня били во время войны немцы. Усидела. Но в сердцах вырвала привинченный табурет...
Тогда их готовили к неведомому: кто знал, какие перегрузки и ситуации ждут в космосе? Опыт полетов показал, что в такой супержесткой подготовке космонавты не нуждаются. Подтвердили это и собаки. К полету готовили трех, одна неожиданно умерла, и в спешном порядке ее заменили неподготовленным бульдогом. Именно он лучше всех справился с программой...
А что Марина Попович? Она продолжала летать. Это не нравилось ни мужу, ни командиру отряда космонавтов. Ее упрекали, что мало бывает дома и "позорит имя жены космонавта". Главный довод: ее брошенные дочери целыми днями висели на заборе в ожидании матери. У нее хотели отнять детей, а саму выселить из Звездного городка...
Но она выдержала все. Случившаяся через несколько лет авиакатастрофа многое расставила на свои места. Вопреки прогнозам врачей она поднялась. Но летать ей не позволили. Именно в этот момент, когда "женщина-самолет" была так уязвима, ее покинул геройский муж Павел Попович.
- Ему со мной было непросто. Жену-командира выдержит не каждый. Он столько лет терпел... У меня прекрасные отношения с детьми. Наташа, чувствительная натура, отказалась связать свою работу с небом: слишком запало ей, как ждала маму из очередного полета. А Оксана, "вождь краснокожих", обещает прыгнуть с парашюта...
Легендарная летчица не осталась одна. Ее новый супруг - известный генерал - поддерживает ее в жизни и науке. А она по-прежнему напориста, подтянута и улыбка - гагаринская.
Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||