«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки

прочитаноне прочитано
Прочитано: 68%

Человек из мрамора


         Отправной точкой для рассуждений послужила идея известного фантаста Жюля Верна, предложившего в своем романе логичный, но весьма спорный способ межпланетных перелетов внутри пушечного ядра. В первой работе, посвященной космической тематике (1897 год), Циолковский приходит к выводу, что ни пушечное ядро, ни аэростат не смогут покинуть пределов атмосферы. Есть только одна технически осуществимая возможность - полет на реактивном летательном аппарате. Именно этот вариант и начинает просчитывать Циолковский. А дальше - дело техники. Многие исследователи отмечают, что любой грамотный инженер, оказавшись на месте "отца космонавтики", пришел бы к тем же самым выводам. Впрочем, так оно и было на самом деле. Независимо к аналогичным решениям приходят и француз Роберт Эсно Пельтри, и американец Фрэнсис Годдард, и немец Герман Оберт. Но кто успел - тот и съел. В любом случае Циолковский был первым, и этого у него не отнимешь.
         Трудно отрицать также огромное влияние, которое оказали книги "калужского мечтателя" на наше молодое поколение. Ведь все основоположники отечественной практической космонавтики, включая Королева и Глушко, увлеклись ракетостроением под впечатлением идей Циолковского. Однако, попав в прокрустово ложе коммунистической пропаганды, образ реального Константина Циолковского быстро трансформировался в образ "отца космонавтики" - человека из мрамора, рыцаря без страха и упрека. Поработать над этим пришлось изрядно, ведь грешков за Константином Эдуардовичем числилось немало. Более всего он досаждал властям своими философскими трактатами, в которых упорно развивал идеи Николая Федорова о множественности форм разума, об атоме как живом существе, об иерархии высших воль, кстати, без всякой ссылки на своего учителя. Надо сказать, что для Циолковского это было обычным делом, он не имел привычки в своих книгах упоминать имена предшественников и зачастую использовал чужие идеи и формулы как свои собственные.
         Были в его работах и вовсе скандальные мысли. Чего стоит, например, проект избавления человечества от умственно отсталых, физически неполноценных и преступных личностей путем их принудительной кастрации?! Думаю, что разных мастей фюреры были бы в восторге от подобного рода решений. Из 400 опусов Циолковского лишь некоторые работы могли пройти цензуру и считаться условно-материалистическими, остальные так или иначе шли вразрез с насаждаемой идеологией. Стоит ли удивляться, что в скором времени все они оказались за надежными замками библиотечных спецхранов.
         Мало кто знает об аресте Циолковского в конце 1919 года. До сих пор обстоятельства этого ареста покрыты мраком тайны. Шел ли в застенках ЧК разговор о контрреволюционных воззрениях престарелого провозвестника космической эры или это было досадное недоразумение, как потом утверждал сам пострадавший?
         Советской власти были нужны идолы, и она умела их создавать. Циолковского отливали в бронзе и ваяли в граните, называли его именем улицы, школы и корабли, прославляли в книгах, приписывая ему мыслимые и немыслимые заслуги. По праздникам возле его могилы в Калуге, всегда украшенной цветами, разыгрывались пышные ритуальные действа.
         А вот кладбище Скорбященского монастыря, на котором был похоронен "московский Сократ" - Николай Федоров, в 1929 году решили снести. Кости погребенных на нем людей выкапывали из земли и свозили в ближайший крематорий. Там их сжигали, а пепел вываливали где придется. Такой была благодарность потомков, которых Федоров, может быть, преждевременно, называл "человечеством".
         Утешает в этой истории только одно - идолы, как и люди, не вечны. Информационная свобода действует на них так же губительно, как святое распятие на нечистую силу. Не потому ли в последнее время на мраморном лике "отца космонавтики" стало появляться все больше и больше трещин, не замечать которые мы уже не имеем права.
         Но самый главный вопрос, все еще ждущий разрешения, как ни странно, до ужаса банален: может ли человек, без зазрения совести присвоивший себе гениальные мысли своего учителя, гордо именоваться ученым? Пройдет время, и мы обязательно получим на него ответ. И разве можно считать просто игрою случая то мистическое совпадение, что идея, высказанная в конце XIX века нашим соотечественником Николаем Федоровым, настоящая фамилия которого, не удивляйтесь, - Гагарин (он являлся незаконнорожденным сыном князя П.И. Гагарина), в середине XX века была блистательно осуществлена другим Гагариным - Юрием, замыкая тем самым какой-то таинственный круг в бесконечной истории покорения человеком просторов Вселенной.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100