«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 54% |
21 июля 1969 года Нил Армстронг, командир космического корабля "Аполлон-11", выполнявшего полет к Луне, стал первым человеком, ступившим на поверхность спутника Земли. Для СССР это было своеобразной технологической пощечиной. Мы так и не сумели успешно завершить свою программу лунного десанта. Следует отметить, что, несмотря на первенство американцев, и их технологии того времени хватало, что называется, в обрез для таких экспериментов. Нужны были более мощные носители, которые бы позволили автономно, в течение длительного времени совершать перелеты в безвоздушном пространстве.
Мало кому известно, что еще в начале 70-х годов на территории Семипалатинского полигона появился первый и единственный действующий реактор для отработки программы по созданию ядерного ракетного двигателя. Если объяснять популярно, то любой ракетный двигатель использует твердое либо жидкое топливо. Оно, сгорая, образует реактивную тягу, позволяющую ракете перемещаться. В ядерном проекте в качестве топлива используется водород, который в достаточном количестве образуется в результате ядерных реакций. Разумеется, возникает множество проблем, которые еще предстоит решить. Это, в первую очередь, радиоактивное заражение земли и атмосферы при старте и защита персонала от радиации и потока нейтронов.
Когда завеса над нашими наработками была приоткрыта, это вызвало огромный интерес американцев, французов, японцев, англичан и даже итальянцев и турок. Их делегации периодически приезжали на объекты нашего полигона.
22-26 сентябри 1992 года на территории Семипалатинского исследовательского центра прошла конференция на тему "Ядерная энергетика в космосе. Ядерные ракетные двигатели". На этом форуме обсуждались основные аспекты полета на Марс и Венеру, который был запланирован на 2010-2013 год. По предварительным расчетам космический корабль, использующий ядерную энергию не только для создания тяги, но и для энергообеспечения экспедиции, будет весить от 700 до 800 тонн (это приблизительно в три раза тяжелее обычного ракетного аппарата). Полет будет проходить по маршруту Земля - Марс - Венера - Земля и предполагает высадку и возвращение.
Намечалось перед созданием конечного продукта отладить отдельные модули на наземных макетах.
Ядерные устройства в космосе уже испытывались, но в рамках военной программы. Это были космические ядерные взрывы на высоте 400 километров. Была такая программа и у СССР, и у США. Цель подобных испытаний - выяснить: как же поведут себя ядерные ракеты и боеголовки в случае взрыва там. Потом, как это ни странно звучит, исследования последствий ядерного взрыва в безвоздушном пространстве были перенесены под землю. А космос на полигонах моделировался большими трубами с откачанным оттуда воздухом и огромным количеством всевозможных датчиков.
Непредвиденные ситуации случаются в каждом деле. Одна из запомнившихся мне возникла при закрытии полигона. Уже были достигнуты договоренности о прекращении подземных испытаний, а у нас остался не взорванный один ядерный заряд. И взрывать нельзя и доставать сложно. Чтобы его извлечь, понадобилось два года переговоров. Но самое курьезное в этом случае было то, что над местом расположения заряда появился НЛО.
Место это тщательно охранялось нарядом КГБ, смена которого и сообщила нам о появлении неопознанного объекта. Караульные рассказали, что в течение трех дней над постом зависает странное тело. Вооружившись оптическими приборами и видеокамерой, мы отправились в степь. В течение нескольких часов снимали с разных ракурсов необычное явление, пока не рассвело. В конце концов оказалось, что "инопланетное судно" не что иное, как оптическое искажение изображения Венеры. Но страху мы натерпелись. У меня до сих пор хранится эта видеозапись, за которую один британский корреспондент еще до раскрытия "тайны" предлагал аж три миллиона долларов.
Были и менее забавные случаи. Готовились к взрыву, нажимали кнопку, а заряд не взрывался. Нужно было доставать. Для этого проходили параллельную штольню, подводили ее к заряду и выясняли: почему, что и как. Разумеется, это было смертельно опасно.
Другое ЧП еще до моей службы на полигоне, как мне рассказывали, произошло при проведении надземного испытания. Самолет с бомбой на борту поднялся в воздух, раскрыл створки люка, но бомбу заклинило, и она не упала. Пилот получил приказ с земли кружить над полигоном, чтобы сжечь топливо и облегчить машину. Это обеспечило бы большую мягкость посадки. Самолет он посадил, но вышел из кабины весь седой. Лично Курчатов вручил этому летчику звезду Героя Советского Союза.
Времена "холодной войны" остались позади. Сегодня Америкой и Россией ядерные испытания не проводятся, а значит, не создаются новые виды ядерного оружия и не модернизируются уже существующие. И хотя американцы в последнее время в этой области оживились, действуют договоры о сокращении стратегических наступательных вооружений. Все вроде бы хорошо, но не все так просто. Одна из проблем - срок годности ядерного оружия. Я не могу назвать эти цифры для наших ядерных боеприпасов, но, чтобы прояснить картину, приведу такой пример. На сегодняшний день 40% ядерного арсенала США имеет срок хранения, в три раза превышающий "свежесть" аналогичного оружия в нашей стране. Таким образом, через определенный промежуток времени мы останемся с "просроченным" ядерным вооружением, в боеготовности которого можно усомниться. Разумеется, в первую очередь как с нашей, так и с американской стороны демонтируется то, что похуже. Тем не менее в "гонке разоружении" мы можем проиграть.
Что касается ядерной энергетики в космосе, то, думаю, идея получит свое развитие. И, судя по проходившим международным конференциям, это направление будет активно разрабатываться.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||