«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
Прочитано: 75% |
В эпоху информационных войн вводятся новые понятия, одним из которых стало понятие глобального информационного окружения. Именно оно влияет на формирование военных и политических решений, поскольку успевает освещать их в приближенном к реальному масштабу времени. В качестве примера можно привести деятельность телекомпании CNN, демонстрирующей войны в реальном масштабе времени. Американские официальные военные документы подтверждают это: "Глобальное информационное пространство является таким важным источником информации, что его следует принимать во внимание во всех будущих военных операциях". (см.: Concept for Information Operations. TRADOC Pamphlet 525-69. 1 August 1995).
Однако, по мнению Дж. Штейна, в формирующемся информационном обществе США не смогут успешно противостоять своему противнику в информационной войне по следующим причинам:
1) поскольку США являются открытым обществом, они уязвимы из-за невозможности вводить жесткие методы контроля над информационными сетями;
2) неясны политические и юридические аспекты информационных войн;
3) американский плюрализм не позволяет выработать единую политику в области стратегии информационных войн;
4) при любом техническом развитии конечной целью информационных войн остается человек, но вряд ли имеющиеся исполнительные структуры обладают достаточно образованными людьми, чтобы повлиять на смену дискурсов в другой стране.
Все это лишний раз свидетельствует о специфичности проблематики информационных войн, связанной с особенностями ее объектов - информации и человека.
Подобное положение дел в США дает России шанс осознать существующую реальную угрозу информационной и, как следствие, национальной безопасности и предпринять соответствующие меры по защите информационной инфраструктуры и информационного пространства государства. В этой связи приобретают особую актуальность проблемы правового характера, решение которых должно определить соотношение между свободой слова и секретностью, открытостью глобального информационного пространства и вопросами информационной безопасности государства, защитой информационных систем от внешних атак. Вопросы правового регулирования информационной сферы в России еще ждут своего решения.
Важным шагом в этом направлении стало принятие 9 сентября 1999 г. Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Документ представляет собой "совокупность официальных взглядов на цели, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации". Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере и служит основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности России. В документе особо подчеркивается, что информационная сфера является системообразующим фактором жизни общества. Национальная безопасность Российской Федерации существенно зависит от обеспечения информационной безопасности, под которой понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства", и по мере развития технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Одним из основных источников угроз информационной безопасности России в Доктрине справедливо рассматривается "разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним". Для защиты государства от таких угроз в документе определяются основные элементы, функции и организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Несмотря на специфический язык документа и недостатки, хлестко прокомментированные прессой и аналитиками после опубликования, в нем затрагивается широкий круг проблем, связанных с состоянием и первоочередными задачами обеспечения информационной безопасности России, выработкой государственной политики, международным сотрудничеством в этой сфере. Рамочный характер позволяет развивать отдельные положения документа более детально, с учетом быстро меняющегося информационного окружения.
На пороге информационного общества мощный и качественно новый информационный поток создает новую реальность, на которую необходимо реагировать. Одним из специфических проявлений этой реальности является то, что происходящие в ней информационные войны не только усиливают более развитые страны, но и дают шанс стать на равных странам бывшего второго и третьего мира, что связано с асимметричным характером информационного оружия, позволяющего любому государству в критический момент быть наравне с самым сильным. Применение информационного оружия при этом оказывается наиболее адекватным ответом на чужие агрессивные действия. России нужно успеть активно включиться в этот процесс, ведь в сфере высоких технологий наша страна обладает большим потенциалом.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
| ||||||||