Оглавление | Каталог библиотеки
Прочитано: 0% |
"Я долгое время занимался прикладной математикой, став доктором технических наук уже в 29 лет. Занявшись психоанализом, я понял, что другой бы эту книгу не мог написать, нужен был именно я, мои человеческие качества, мой опыт, мой возраст", - воскликнул профессор. В годы, на которые в нашей стране приходится кризис науки, он создал свою теорию упорядоченности действительности. В результате появилась книга-монография "Энтропия". Сейчас готовится к выходу "Энтропия"-2: хаотическая механика".
Мой собеседник - Анатолий Николаевич Панченков, академик Международной инженерной академии, профессор Нижегородского технического университета.
- Моя концепция такова: эфир, как первооснова Вселенной, имеет свойство самоорганизовываться. Тем же самым свойством обладает интеллект. Но только некоторые спешат в выводах, другие приравнивают е уровню Бога: кто откроет истину?
Каждый объект имеет астрономическое время и время собственное. Энтропия - это организующее начало, внутреннее время окружающего нас пространства. Существует множество произведений литературы и искусства на фантастические сюжеты о загадках времени.
В моей теории энтропия состоит из двух компонентов - структурной энтропии и энтропии импульса. При этом структурная энтропия является мерой совершенства структуры объекта, организма. Я доказал, что структурная энтропия является внутренним (энтропийным) временем. Это раскрывает одну из главных тайн природы. Получается, что энтропийное время принадлежит не нашему физическому пространству, а некоторому ненаблюдаемому временному пространству. Рассмотрение энтропии как физической сущности, как известно, привело в классической физике к более чем 150-летней дискуссии. В частности, известная термодинамическая энтропия совершенно не связана с энтропийным временем, входит в состав энтропии импульса и по сути своей представляет отходы жизнедеятельности структуры либо объекта.
Понятие энтропии первоначально возникло в термодинамике. Это слово ввел еще в 19-м веке Клаузис для определения термодинамических циклов. В 1945 году Клод Шеннон ввел энтропию в теорию информации, ставшую основой кибернетики. Энтропия у него означала меру информации. Статистическая физика рассматривала энтропию как меру вероятности пребывания системы в данном состоянии. Споры продолжались, страсти не утихали. Понятием энтропии широко пользуются в физике, химии, биологии.
Возникла естественно-научная проблема - объединить единой концепцией понятия "сознание" и "физический мир". У нас есть религия, философия и наука. Каждая эта отрасль имеет свои приемы, свое мышление. И всегда считалось, что сознание должно относиться к философии и религии, но сейчас много фактов, что все это едино с наукой. Парапсихология, феномены, НЛО, влияние сознания на эксперименты на уровне элементарных частиц - доказательств много. Мы считаем, что психофизика и физика должны быть объединены. Материальная сущность и тонкоматериальная имеют некое единое формообразование. В конце концов я выяснил для себя: энтропия - это концепция, теория и методология единого мира. Моя энтропия отличается от того, что было в классической физике. В финале я установил целый ряд законов, которых до этого никто не знал. И энтропия стала рабочим инструментом в решении разных задач. Мне нужно было найти платформу, точку отсчета, применимую везде, во всех сферах знаний.
Во второй книге я останавливаюсь на проблеме хаоса, здесь я пишу о хаотической механике. Хаос перешел из области философских исследований в область физических. Хаос встречается чаще, чем не-хаос. Если кто-то заболел гриппом, у него наступает кризис - это и есть хаос. Или вы едете на машине, вдруг ее начинает трясти, эта тряска есть вход в резонанс, хаос. Хаос интересн тем, что именно в хаосе что-то создается, а что-то разрушается. Рождение ребенка тоже происходит в хаосе. То же самое происходит в экономике. Сейчас у нас, в нашей стране, идет стремление к критической точке. Раньше мы считали хаос беспорядочным состоянием. Можно ли им управлять? Да. Это среда, в которой что-то происходит и в которой можно что-то прогнозировать и выходить из нее. Проблема хаоса сегодня стала ключевой во всем естествознании. Кризис, болезни, крупные аварии - все это происходит в хаосе. Хаос вокруг нас, он вездесущ.
- В экономической, финансовой сфере тоже применима ваша теория?
- Да. За рубежом это называется новая физика или эволюционная экономика. Трудно сделать на основе старых теорий хороший прогноз экономического развития. Но эволюционная экономика это сделать может. Теория мониторинга - это теория прогнозов. Можно было бы, например, разработать модель, систему экономического мониторинга области, посадить двух-трех математиков-программистов и работать, заносить всю информацию в компьютер, а по истечении заданного срока вносить коррективы. Если что-то не совпало, отмечать, что нужно заменить, сместить. Когда кривая пойдет вверх, можно будет говорить о положительном результате. Отказавшись от государственного контроля над предприятиями, мы должны, по моему мнению, ввести областное регулирование, заняться задачей выяснения гена области и построить его эволюционно. Но у нас никто не занимается серьезно экономическим прогнозированием. Мало кто владеет ситуацией в экономике. Важно привлечение новых идей, может быть не новых для мировой практики, а новых - для россиян. Иметь, хранить деньги невыгодно. Нужно добиться, чтобы нижегородцы, нижегородские предприятия сами захотели вносить деньги в областной бюджет. Если мы не желаем вкладывать деньги в собственную экономику, то почему же кто-то за рубежом должен пожелать выдавать нам инвестиции? Почему мы должны превращаться из "кармана" России в "просящий" край? Есть идея создания системы экономического мониторинга в Интернете, которая могла бы давать полную картину экономического состояния области. Нужно образовать региональную площадку, которая бы позволила решать экономические вопросы через Интернет. В этом смысле наша область стала бы пионером и привлекательной для мира. Если люди удостоверятся, что есть какой-то порядок на фоне общего беспорядка и нищеты, что существует электронная площадка, где можно вести рыночный бизнес, они заинтересуются этим. Бизнес через Интернет дает дополнительные возможности и значительно увеличивает число потребителей продукции, количество заказов.
- Если исходить из теории хаоса, кризис - это явление нормальное, только нужно знать, как из него выйти. Тогда с чего начинать?
- Главный кризис нашего общества, я считаю, все-таки не в экономике, а в другом. Можно сделать любой анализ, любой грамотный прогноз, но все это не будет иметь никакого значения, если не будет морали и этики. Воровство, личное обогащение стало для большинства важнее интересов края. Двойственность нашей жизни (с трибуны говорят одно, делают другое) вносит разлад в общество. Мы азиатская страна и рассуждаем как азиаты. Превращаем кресло губернатора или президента в кресло султана или "самого умного вождя и учителя". Должна быть полная вера в того, кто там сидит. Мы эту картинку рисуем уже многие годы, ничего не изменилось. А народ, подразумевается, должен быть невежествен, от него должна скрываться правда и его надо муштровать. На фоне общего безразличия есть, впрочем, талантливые люди, которые в этом сомневаются, которые выдвигают новые идеи, но мало кто принимает их во внимание. Наука в ужасном состоянии. Сейчас нет смысла становиться доктором наук, получать кандидатскую степень. Раньше мы шли на это, потому что переходили в другой ранг, социальный класс, становилась выше зарплата, появлялось положение в обществе, влияние. Сейчас этого нет. Из высшей школы все талантливые люди ушли. Высшая школа скоро превратиться в технического училище, а мастер производственного обучения будет ходить в ранге профессора или академика.
У нас нет элиты общества, свободной, неподкупной прослойки - никто в ней не заинтересован. Интеллектуальное ядро размыто, неуважаемо. Интеллект покинул Россию. Даже в семьи это перешло, все стало наоборот. Зачем нам гоняться за прогрессивной экономикой, если идет разрушение интеллектуального ядра? Ведь элиту отличают высокие моральные качества - но понятия "совесть, честность, принципиальность" из нашего общества исчезли. Элита не может держать в своих рядах вора. Есть одиночки, свободные и независимые художники, музыканты, писатели, ученые - но они ни на что не влияют, к их мнению мало прислушиваются. Нужно вернуться к формированию элиты государства, которая станет интеллектуальным потенциалом общества.
| ||||||||