Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 0% |
Я не верю в привидения, нечистую силу, барабашек и прочую потустороннюю муру. Но я очень люблю свой город и с большим уважением отношусь к различным мифам и легендам, порожденным моим родным Петербургом. Ведь именно эти зачастую самые невероятные и непостижимые "здоровому человеческому разуму истории заставляют нас замедлить шаг у того или иного места и заинтересованно взглянуть на него, несмотря на то что еще минуту назад мы собирались пройти мимо... Рассказываю историю, которую мне недавно поведали сотрудники милиции, охраняющие бывший Смольный монастырь.
В 1741 году на российский престол взошла дочь Петра 1 Елизавета, которая, если верить преданию, на четвертом году царствования неожиданно решила отречься от престола в пользу своего племянника великого князя Петра Федоровича. Императрица задумала построить монастырь и удалиться от мирских дел. Поскольку "дщерь Петрова" расставаться с творением своего отца не хотела, было решено, что монастырь должен быть обязательно на берегу Невы. Выбор Елизаветы пал на Смольный двор.
Строительство Смольного монастыря началось с невероятным размахом. В Петербург было согнанооогромное количество солдат и мастеровых для возведения стен собора и монастыря. Но когда красивейший собор был построен и осталось только завершить его внутреннюю отделку, Россия ввязалась в семилетнюю войну. Деньги, предназначенные для завершения строительства, были потрачены на военную кампанию. В 1761 году императрица Елизавета умерла, так и не дождавшись освящения Смольного собора.
Уже в те времена в народе ходила легенда, что в алтарной части Смольного собора один из помощников архитектора наложил на себя руки, вследствие чего службу в храме нельзя проводить целых сто лет. Так это или не так, сказать сложно, во всяком случае историки не нашли подтверждения этой легенде. Смольный собор был достроен только в 1835 году, притом, что заложили его в 1748 году.
Сам по себе архитектурный ансамбль Смольного монастыря состоит из собора и расположенных вокруг него жилых двухэтажных корпусов.
В одном из этих корпусов (а именно в подъезде N9, как он именуется во всех официальных документах) сегодня находится факультет международных отношений Университета. И в том же самом девятом подъезде находится архив, который в так называемые застойные времена принадлежал еще всемогущему КГБ. На первом этаже этого корпуса сегодня находится милицейский пост, а во времена существования КГБ на этом посту находились два прапорщика госбезопасности при оружии. На первом этаже в холле, который напоминает большой зал, находится небольшая комната, в которой и проводили время чекисты после того, как запирали дверь на ночь. Из холла на второй этаж ведут две лестницы, левая - широкая мраморная, правая - узенькая деревянная. Помещение чекистского архива со всех сторон обито металлическими листами, не знаю, из каких соображений, может, пожара боялись, а может, еще чего...
Якобы в середине 1980-х годов в один из вечеров два товарища, охранявшие один из самых спокойных объектов, закрыли тяжелую дверь подъезда N 9 и, бодро отрапортовав по телефону дежурному о том, что все спокойно, собрались за разговорами нести службу по охране важного государственного объекта. Заварили кофейку и сели в своей каморке. Ничто не могло нарушить спокойный ритм их нелегкой государственной службы.
Примерно в полночь один из чекистов вышел в холл и услышал, что на втором этаже, примерно в районе архива, раздаются какие-то посторонние звуки, очень похожие на человеческие шаги. А поскольку архив обит железом, то шаги звучат довольно громко и гулко. Боец, конечно же, решил, что кто-то из сотрудников архива не ушел вечером домой и сейчас пытается выйти из опечатанного и поставленного на сигнализацию помещения архива. Поскольку комитетчики всегда славились четким следованием предписаниям должностных инструкций (а этот прапорщик не был исключением), то служивый забегает в свою дежурную комнату и вполголоса объясняет ситуацию второму чекисту. Вместе они, как это и положено по инструкции, приводят в боевую готовность оружие и по разным лестницам бегут на второй этаж. Тот, который побежал по деревянной лестнице, поднялся на какое-то время раньше своего товарища по оружию. И увидел у дверей архива человека, который, как гласит легенда, был в одежде, напоминающей монашескую рясу. Чекист наводит на него пистолет и предлагает неизвестному поднять руки, но неизвестный не пугается, а разворачивается и идет на комитетчика. Удивленный и ошалевший от таких дел чекист громким и решительным голосом подает команду: "Стой! Стрелять буду!!!", на что "монах" не реагирует и продолжает наступать на чекиста. Чекист стреляет. Потом стреляет еще и не может понять, почему же пули не наносят никакого вреда нарушителю. "Монах" движется на чекиста, ничего не понимающий чекист высаживает все, что осталось в обойме, но "монах" не останавливается, а подходит к комитетчику, проходит "сквозь него" и неспешной походкой удаляется вниз по лестнице. Кэгэбэшник седеет и оседает по стеночке.
В это время коллега стрелка, уже поднявшийся и наблюдавший всю эту мистику с другого конца коридора, в состоянии немногим лучше, чем его обморочный товарищ, скатывается вниз, забегает в комнату, закрывается на все щеколды и по телефону начинает звонить во все места. Как в этих местах восприняли его сообщение, никто не знает. На этом легенда обрывается. Правда, один знакомый чекист, который в то время работал в комитете, косвенно подтвердил мне, что нечто подобное было и действительно два сотрудника с какого-то объекта попали в сумасшедший дом.
Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||