Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 0% |
О целях уфологии, ее аспектах и концепциях, связях с современными отраслями научного познания мира и Космоса, а также о направлениях будущего развития этой науки рассказывается в статье, подготовленной А.В.Масленниковым - директором научно-исследовательского комплекса ВНИПЦ "ЭНИОТЕХНИКА", М.В.Ильиным - заместителем директора и А.А.Орловым - старшим научным сотрудником под руководством председателя Московской уфологической комиссии А.Т.Оничка.
Человечество становится свидетелем возрастающей активности неопознанных летающих объектов на Земле. В сопоставлении с глобальным нарастанием необратимых кризисных процессов на планете эта беспрецедентная и тревожная активность все больше привлекает к себе пристальное внимание. Многолетнее изучение этой проблемы показало, что без использования всего арсенала мировой науки и поиска новых методов исследований мы не сможем проникнуть в тайны феномена НЛО. Исследование происхождения феномена приводит к выводу, что в рамках космоземной реальности проблема НЛО берет свое начало в глубине веков. А это значит, что мы не сможем построить адекватную концепцию феномена НЛО без анализа всего многообразия опыта, накопленного историей нашей цивилизации.
Современные нетрадиционные подходы к научному познанию феномена НЛО связаны с синтезом древнего эзотерического и современного естественно-научного знаний, которые являются взаимно дополняющими друг друга способами познания. Эзотерические знания, как правило, отвечают на вопрос "почему?", т.е. раскрывают смысл и сущность происходящего, а естественно-научные отвечают на вопрос "как?" и описывают структуру, функции и законы проявлений феномена.
Это подтверждается данными изучения палеоконтакта, которые говорят о том, что форма проявления НЛО и содержание их деятельности имело свой специфический характер для каждой из предшествующих эпох. В этом убеждают древние легенды, мифы и множество свидетельств, оставленных современниками в наскальных рисунках, летописях и литературе.
Острота событий и парадоксальность процессов, которые мы наблюдаем, свидетельствуют о том, что человечество вступает в некий новый этап своего развития, связанный с взаимодействием с Космосом. Мы наблюдаем и начинаем осознавать мощную реакцию Космоса. Происходит бурный процесс космизации сознания человечества, при этом феномен НЛО является одним из важнейших факторов этого процесса.
Древнейшие сказания, в которых отражено космическое начало человеческих культур, поведали нам о том, что Земля переживает "черную" эпоху, когда в процессе погружения Духа в материю произошел разрыв связей человека с Космосом, и человечество отошло от своих истоков. Тогда же предвещалось наступление новой "светлой" эпохи, в которой эта связь будет восстановлена.
Уфология из науки чисто наблюдательной активно превращается в науку мировоззренческую, остро ставящую проблему Человек - Земля - Космос. Это дает основания сформулировать главную цель уфологии: стремление понять место человечества в Космосе, в том числе специфику настоящего этапа развития взаимодействия человечества и Космоса. Объектом уфологии в действительности является не феномен НЛО, а контакты, т.е. взаимодействия человека с Космосом в их развитии. Такая точка зрения заставляет нас с одинаковым вниманием и полнотой исследовать как сам феномен НЛО во всем множестве его проявлений, так и феномен человека во всей бесконечности его природы.
Анализ состояния уфологии приводит к выводу о том, что попытки осмысления многообразных проявлений НЛО в рамках традиционной методологии наталкиваются на ряд принципиальных трудностей как теоретического, так и методологического характера. С одной стороны, большинство проявлений НЛО уникально и неповторимо, что противоречит одному из основных классических критериев современной науки - статической воспроизводимости опыта. С другой стороны, парадоксальные характеристики НЛО, взятые в совокупности, не укладываются в традиционные научные парадигмы.
Все большее число ученых-философов и методологов науки - Дэвид Бом, Поппер, Налимов, Видгейнштейн и др. - приходят к пониманию ограниченности научного подхода, ибо он способен адекватно описывать лишь системы, поведение которых определяется жесткими причинно-следственными связями. Системы же, в действиях которых доминирующими факторами являются осмысленность мотивации, субъективность или спонтанность, в рамках традиционной научной парадигмы описать не удается. Это наиболее убедительно проявилось в науке о человеке и НЛО. Отбор крайне узкого спектра рассматриваемых явлений, учет наиболее объяснимых случаев и отсутствие комплексного междисциплинарного анализа уфологических проявлений ограничили степень свободы ученых, уфологов - в частности, в познании феноменов человека и НЛО.
Исследование глобальных природных и техногенных процессов в их взаимосвязи приводит многих ученых мира к организменной модели существования нашей планеты, основоположниками которой явились Вернадский В.И., Чижевский А.А., Шипунов Ф.Я. и др.
В самом общем виде эта модель есть предположение о том, что планета Земля является неким развивающимся организмом в Солнечной системе, организмом, который представляет собой сложноорганизованную саморегулирующуюся систему, имеющую как горизонтальные, так и вертикальные коммуникации.
Эта организменность выражается во взаимообусловленности и целесообразности прохождения в каждом регионе Земли геологических, геофизических, атмосферных, биосферных и других процессов с их общей направленностью действий на планете в целом. Их совокупность составляет живую ткань эволюционного развития Земли, где эти процессы строго выстроены в длинные ряды событий, причем каждое последующее событие учитывает характер предыдущего.
В качестве примера можно привести ситуацию с Курской магнитной аномалией, где выработка месторождения ведет к нарушению вертикальных распределений энергии (в частности, электромагнитной), что приводит к увеличению частоты и силы грозовых разрядов, климатическим изменениям, интенсификации процесса эрозии почвы и деградации экологических систем, нарушению работы линий передач и т.д.
В аспекте уфологии организменная модель позволяет установить корреляцию процесса нарастания кризисных ситуаций с постоянным нарастанием активности НЛО. Таким образом, усиление активности НЛО является фактором отражения нашего неблагополучия. Как индикатор, феномен НЛО говорит о критических, пороговых нарушениях энергоинформационного взаимодействия между различными планетарными уровнями организации материи.
В рамках диалектического единства можно говорить о том, что НЛО представляет собой как бы обратную волну активного отражения Космоса деятельности человечества на Земле, функция эта может проявляться в различной форме. Имеются факты, когда НЛО выполняют функции экологических чистильщиков нашей природы.
Однако самым важным в феномене НЛО является то, что он стал активным фактором космизации человеческого сознания через ноосферную трансляцию знаний о новом восприятии Космоса.
Большое число людей ("контактёров") принимают сейчас из Космоса информацию о строении Вселенной как живом разумном существе, информацию об этике взаимоотношений человечества и Космоса. Это побуждает уфологию не только учитывать такую информацию, но и изучать наиболее глубокие пласты человеческой природы, в которых человек проявляет свою внутреннюю беспредельность, которая, как показывает опыт трансперсональной психологии, неразрывно связана с его космической беспредельностью.
Такая ситуация в полной мере соответствует предсказанию древних о том, что на рубеже третьего тысячелетия человечество вступит в эпоху мучительного рождения нового, космического человека. О том, что этот процесс будет трудным, указывает то, что в банке данных информации об НЛО есть немало проявлений, которые никак нельзя отнести к разряду дружелюбных. И это заставляет думать о том, что, по всей видимости, высший разум далеко не однороден, что в космосе существуют и действуют миры, отрицающие технологическое развитие и направление эволюции, подобные земной цивилизации. Данный аспект уфологии необходимо рассматривать с позиции целей и задач внеземных цивилизаций на Земле.
Если подвергнуть сравнительному анализу имеющуюся информацию об НЛО, обобщить информацию о процессах, происходящих в гео-, гидро- и атмосфере, а также провести параллели и коррелировать события, происходящие в био- и социосферах, то можно предположить, что напряжение на этих уровнях достигло такого предела, когда угроза самому существованию человечества стала объективной реальностью.
Лимит стихийности человеческой деятельности уже исчерпан, и лишь всестороннее целостное понимание всех аспектов связи человека с Землей и космосом, положенное в основу стратегического планирования человечеством своей деятельности, может привести к благополучному разрешению кризиса.
В этих условиях уфология может стать тем инструментом, который в это кризисное время позволит социуму выработать одну из стратегий поведения, направленных на сохранение планеты Земля как среды своего обитания. В таком аспекте это выводит проблему НЛО за рамки чисто научного интереса.
До сих пор уфология в нашей стране носила стихийный характер, являлась выражением любопытства общественности к аномальным явлениям и занималась, в основном, изучением физических характеристик НЛО, мест посадки, описанием контактов и т.д., то есть сбором и первичной обработкой эмпирического материала. Дальнейшее развитие уфологии как науки невозможно без разработки методологической базы, объединяющей различные концепции уфологических явлений и позволяющей изучать проблему НЛО во всем ее многообразии.
Одно из базовых требований к методологии состоит в том, что любые концепции должны охватывать явление во всей его целостности и многообразии, должны взаимно дополнять и не противоречить друг другу.
Второе требование можно выразить так: если имеется ряд фактов о некотором явлении, то их нельзя отбрасывать из-за того, что они не вписываются в какую-то рабочую модель.
И третье базовое требование: метод изучения явлений должен функционально связывать различные уровни процесса энергоинформационного взаимодействия, подходя к ним как к целостной системе. Такой подход называется холистическим и оперирует он не в структурном, а в функциональном пространстве, где все явления представляют собой единый процесс.
Можно еще добавить, что любая концепция не должна быть настолько жесткой, чтобы запрещать интерпретацию фактов при росте их многообразия, она должна позволять их осмысление.
Таковы требования, которые могут лечь в основу нового метода изучения НЛО.
Суть нового подхода состоит в том, что он определяет предмет уфологии как явление взаимодействия человека с космосом в их развитии, где человек и космос - единая целостная холистическая система.
Истоки этого единства лежат в эзотерической истории планеты Земля, отраженной в религиях и учениях.
Вместе с тем, достижения современной науки и техники позволяют приступить к изучению аномальных явлений с позиции взаимосвязанных теоретических и экспериментальных представлений физики, кибернетики, биологии, психологии и других наук. Фундаментальные выводы этих научных направлений дают возможность представить взаимодействие природных и общественных систем во всем их многообразии на разных уровнях организации материи целостным процессом энергоинформационного обмена в природе и обществе.
Системное распространение принципов энергоинформационного обмена на исследование явлений позволит, на наш взгляд, сделать новый шаг в разработке холистических рабочих моделей в уфологии.
Применительно к уфологии эти принципы можно сформулировать следующим образом:
а) Принцип квантовой относительности. Любой макрообъект обладает квантовыми свойствами на каждом уровне организации материи, что позволяет описывать данный объект, используя аналоги аппарата понятий квантовой механики. Это дает возможность отразить полиморфизм, фазовые переходы НЛО и прочие свойства, характерные для квантовых систем в макромире.
б) Принцип нелокальных связей. В общем случае квантовые системы имеют локальные и нелокальные связи. Примером первых могут служить обычные электромагнитные волны, которые имеют конечную скорость, затухают с расстоянием и экранируются средами. Нелокальные связи не зависят от разделения и положения систем в пространстве, возмущения в них передаются мгновенно, не экранируются средой и сила их не убывает с расстоянием, т.е. система с такими связями делокализована в пространстве и времени (находится "везде") и может проявляться в любой точке в зависимости от смысловой динамики системы (сознания, воли и т.п.). Относительно НЛО это принцип может быть применим при изучении их движения и "контактного" взаимодействия с человеком.
в) Принцип саморегулирующегося взаимодействия. Для достижения возможных обоюдных изменений взаимодействующие системы (например, человек - НЛО) используют внутреннюю организацию своих структур и межсистемных связей. Результатом такого развития структур и связей является появление резонанса между системами, который определяется уровнем их энергоинформационной неравновесности. Этот класс процессов характерен для всех явлений НЛО, в том числе и в контактах с человеком, т.к. при этом происходит резонансное формирование субъективных психофизических связей с объектом ("корреспондентом" и т.п.).
г) Принцип индивидуальности нелинейных резонансов. Он тесно связан с предыдущим и говорит о том, что любое взаимодействие с НЛО происходит по правилам, близким к закономерностям многопараметрического нелинейного резонанса, при котором частотные составляющие волновых процессов, порождаемых одной системой, совпадают с внутренними ритмами нелинейных автоволновых процессов другой системы. Эффективность резонанса растет с увеличением количества совпадающих параметров, а с некоторого порогового уровня начинает выполняться правило "замок-ключ", и воздействие на систему приобретает адресно-целевой характер, что объясняет всегда индивидуальную форму контакта с НЛО.
д) Принцип вариабельности топологии пространства-времени. Этот принцип рассматривает пространство-время как совокупность иерархически связанных систем дискретных элементов пространства-времени, каждая из которых может представлять собой некий уровень либо целый мир. Характер взаимосвязи между этими мирами зависит от эволюционно-динамических процессов, происходящих в них. Миры или уровни, ранее не связанные между собой, могут соединяться спонтанно и, наоборот - такие связи могут быть разорваны. Изучение НЛО в аспекте этого принципа может быть продуктивным, если допустить, что неравномерность процессов на Земле приобретает такой характер, что разные уровни начинают взаимодействовать между собой по вертикали, а миры либо рвут, либо создают каналы, через которые к Земле идет обратная волна отражения.
е) Принцип множественности. Одним из следствий принципа вариабельности является принцип параллельности других пространств, в основе которого лежат поисковые концепции современной науки о неравномерности физического вакуума и эфиродинамической его структуры. Неравномерность вакуума проявляется в том, что в каких-то его областях образуются домены, которые могут быть резонансно взаимосвязаны между собой. Мы вправе предполагать, что такие области могут проникать друг в друга и взаимодействовать. Таким образом, если в силу своей деятельности мы начинаем влиять на резонансные составляющие таких процессов, то волна обратной связи может инициировать различные взаимодействия, включая и контакты.
ж) Принцип иерархии внутренних времен. Предполагается, что классическое представление о времени как параметре, о "настоящем" как о точке на временной оси непригодно при описании хода необратимых процессов в неравновесных системах. Этот принцип предлагает трактовать время как меру необратимости развития событий на каждом уровне организации материального мира (работы И. Пригожина). Другими словами, настоящее на нашей временной оси реализуется взаимодействием (взаимопроникновением) временных потоков прошлого и будущего более высоких уровней организации в энергоинформационном обмене. На основании этого мы можем по-новому оценить информацию "контактёров" о парадоксе времени, который они повсеместно фиксируют как следствие пребывания в аппаратах НЛО.
Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||