«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 33%

Невидимки из СССР


         Выяснилось, что технологический прорыв американцев в производстве "стелсов" был связан с эмиграцией в США А.Уфимцева, который был привлечен к работам по созданию невидимок.
         Тем же на протяжении многих лет А.Уфимцев занимался в СССР. И не только он. По словам главного конструктора ОКБ имени П.Сухого Сергея Короткова, "есть ряд коллективов, которые после его ухода занимались этой проблемой".
         Как и в США, в СССР велась разработка самолетов нового поколения, отличавшихся сверхвысокой скоростью, высотой полета и незаметностью для средств ПВО противника. В 1964 году на вооружение советских ВВС поступил истребитель-перехватчик МИГ-25, который развивал невиданную скорость и, согласно Книге рекордов Гиннесса, даже в 1996 году оставался самым быстрым самолетом в мире. В ОКБ А.Туполева наряду со сверхзвуковым пассажирским ТУ-144 разрабатывался стратегический бомбардировщик - "сотка", который взмыл в небо в 1972 году и отличался необычной формой и цветом, делавшими его малозаметным для радаров. Аналогичные самолеты создавались и в ОКБ П.Сухого.
         "20-30 лет назад, - говорит ведущий научный сотрудник ЛИИ имени М.Громова Николай Занегин, - в СССР огромные людские и финансовые ресурсы концентрировались на решении ряда оборонных задач. Спектр разработок был огромным. В этом спектре были такие необычные вещи, как, например, гиперзвуковые крылатые ракеты, которые летят на высоте 25-50 метров над поверхностью моря и которые практически нельзя уничтожить. И направление "стелс" не было оставлено за бортом. В этом направлении мы активно работали".
         Возникает вопрос: если в Советском Союзе давно знали секреты "стелса", то почему не создали свой "стелс", на много лет опередив американцев?!

Причины отказа


         "Мы знаем эту технологию очень хорошо, - утверждает генеральный конструктор НПО новейших типов летательных систем "Люлька-Сатурн" Виктор Чепкин. - Вместе с разными институтами тщательно анализировали, что такое "стелс" и вообще технология невидимости, как она реализуется в бою и прочее. И пришли к выводу, что гипертрофированное применение "стелсовской" технологии - "стелс" ради "стелса" - чрезвычайно сужает диапазон боевого применения самолетов. Чисто "стелсовские" самолеты можно применять только в очень узком боевом диапазоне для специфических целей. А технология очень дорогая".
         Как минимум в двух советских КБ были построены и испытаны самолеты-невидимки разных типов. Вывод авторитетных комиссий был таков:
         1) самолет-невидимка, изготовленный по идеям А.Уфимцева, из-за своей формы обладает малой скоростью и маневренностью - по сути это дельтаплан, плохо приспособленный к боевому маневру и не способный к высшему пилотажу;
         2) самолет можно обнаружить визуально и особыми высокочастотными радарами; кроме того, при открытии бомболюков и в некоторых режимах полета он виден обычными радарами и после "засечки" может быть легко сбит;
         3) стоимость самолета непомерно высока.
         Резюме: строительство таких самолетов нецелесообразно; более того, этот тип самолета является "тупиковой ветвью развития военной авиации". В начале 1980-х годов работы по уфимцевскому "стелсу" в СССР были прекращены. Обиженный конструктор уехал в США, где реализовал свои идеи. Но тут возникает другой вопрос. О недостатках "стелса" американцы не могли не знать. И все же программа "стелс" в США была запущена и завершена.

Кому нужны дорогие самолеты


         Разгадку этого парадокса дают две цифры: истребитель-бомбардировщик F-117 первоначально стоил 45 млн. долларов, бомбардировщик В-2 - около 100. Это самые дорогие самолеты в мире. Американское государство заказало несколько десятков таких машин. На этом заказе подрядчики - киты ВПК - могли хорошо заработать. И этот аргумент перевесил многие другие.
         Товару сделали бешеную рекламу. При операции "Буря в пустыне" "стелсы" неплохо проявили себя, так как иракская ПВО была выведена из строя. Но во время войны на Балканах их грехи вылезли наружу. За 76 дней войны югославские ПВО подбили как минимум пять самолетов НАТО: "торнадо", "фантом" и три "стелса". При этом два "чудо-самолета" были подбиты старыми советскими зенитными комплексами "Куб" образца... 1960-х годов!
         Случился громкий конфуз. "Стелсы" сняли с полетов, а Пентагон назначил служебное расследование. Его выводы засекречены. Однако известно, что на конференции военных экспертов Запада, прошедшей в ноябре минувшего года в университете английского города Гулль и посвященной итогам войны на Балканах, как сама кампания, так и эффективность применявшихся в ней средств были подвергнуты жесткой критике. По мнению специалистов, серьезный военный конфликт неминуемо обернется для этих самолетов катастрофой. Видимо, поэтому американские производители "стелсов" (генеральные подрядчики - корпорации Локхид-Мартин и Макдоннел Дуглас) не продают их даже самым близким союзникам, опасаясь жестокого удара по своей репутации. Ну а что же Россия?

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100