Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

КАК НЕ ПОГИБНУТЬ В ПЯТОМ ОКЕАНЕ

"Московский комсомолец", 02.10.2001, Москва, n219, стр.6

О трагедии в Америке было известно за шесть дней до случившегося


         Мы вступили в эпоху катастроф. Отрицать эту истину возьмется лишь клинический оптимист. И хотя изменить знак времени людям явно не под силу, так уж устроен человек, что сидеть сложа руки, не напрягая интеллекта, он не может.
         Всеобщая неустойчивость и ненадежность обитаемого мира особенно остро ощущается, когда мы отрываемся от земли и доверяем себя стихии пятого океана. Вот почему повышенное беспокойство по поводу участившихся аварий и катастроф проявил Межгосударственный авиационный комитет - организация, существующая десять лет и объединяющая все страны СНГ.
         На семинар "Новые научные подходы в вопросах прогнозирования и предотвращения аварийных ситуаций в авиакосмическом и ракетном комплексах", состоявшийся недавно, пригласили исследователей самого различного профиля. Специалисты в области авиационно-космической техники, метеорологии, геологии, сейсмологии, информатизации, психологии и энергоинформационного обмена провели нелегкий диалог. Смысл которого очевиден: сообща обдумать, возможно ли повысить безопасность человека летающего.

Между нами, лжеучеными


         Неожиданно начал обсуждение старейший участник семинара - вице-президент Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского доктор технических наук генерал-лейтенант Иван Васильевич Мещеряков. Он выделил два аспекта угрозы существования цивилизации: неразумная деятельность людей и циклы жизни, во многом пока неизученные, Солнечной системы и Галактики. Старыми методами, опирающимися на консервативные представления, эти угрозы не отвести. А над новой наукой, проникающей в ключевые тайны мироздания, нависла старая угроза - со стороны Российской академии наук, организовавшей Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Пасуя перед сложнейшими загадками, которые задает нам природа, РАН торопится обозвать лжеучеными тех исследователей, которые рискуют работать на переднем крае познания. Вот почему опытнейший ученый призвал коллег доводить проверку своих гипотез до экспериментов, заручаться юридически безупречными протоколами, добиваться документально оформленных ответов от тех, кто предупрежден об опасности прогнозом.
         - Когда я был членом экспертного совета ВАК по спецтехнике, - раскрыл давнюю "совсекретную" тайну Иван Васильевич, - мы получили устное распоряжение: не принимать к защите диссертации, в которых нарушаются законы физики. А кто эти законы установил? А судьи кто? Не зря Альберт Эйнштейн показал им всем язык. Благодаря ему мы понимаем относительность, казалось, вчера еще незыблемых истин. Имея неоспоримые документы, мы сможем противостоять кампании, стремящейся закрыть новые поисковые направления в науке.

Убийца-чирей даже не прячется


         - Коренное убеждение Вернадского, ставшее его завещанием: изучайте гелий и дыхание Земли, - с этих слов начал рассказ о своих исследованиях Игорь Николаевич Яницкий, кандидат геолого-минералогических наук, руководитель Центра инструментальных наблюдений за окружающей средой и геофизических прогнозов.
         За долгие годы исследований Яницкий доказал: именно гелий выявляет разломы земной коры, гораздо отчетливей чем любые геофизические методы. А структурные поля распределения гелия подобны структуре активных областей Солнца. Выходит, Земля жестче, чем прежде полагали, связана со светилом. А атмосферные процессы определяются динамикой земной коры. Вот почему атмосфера оказалась объемным критерием того, как образно выразился Игорь Николаевич, энергетического чирья в недрах Земли, готового прорваться землетрясением, тайфуном, взрывом метана в шахте или иным катаклизмом. Где именно - указывает гелий.
         Как назло, цивилизацию всегда притягивают эти потенциально опаснейшие энергетические чирьи Земли. На них выстроены почти все атомные станции. Понять, когда и где в очередной раз шарахнет, можно только через изучение атмосферы.
         Один из таких зловещих разломов проходит под Иркутском, как раз пересекая взлетно-посадочную полосу аэродрома. Три громкие, имевшие большой общественный резонанс авиакатастрофы под Иркутском: одна произошла в 70-е годы, "Руслан" разбился в декабре 1997 года, Ту-154 - в июле нынешнего, - детально расследовались, но почему-то никто не сообразил связать их между собой. Хотя даже ребенок мог бы увидеть закономерность в том, что трижды самолеты гибнут в одном и том же месте. А в каждом конкретном случае нашли виновных. Но не пилоты, связисты, техники или авиадиспетчеры виноваты в том, что в зоне геологического разлома возникают гравитационные ямы. Попал в нее самолет - беда почти неминуема. А как именно она реализуется - войдет ли лайнер в штопор, загорится ли электропроводка или поведение экипажа станет неадекватным, - не суть важно. Все равно убийцей окажется разлом. Если это признать, и невинных наказывать не придется, и, что еще важней, удастся не допускать новых трагедий.
         Конечно, переносить иркутский аэродром из "гиблого" в другое, более безопасное место - затея немыслимо дорогостоящая. А вот оснастить его и подлетающие к Иркутску самолеты приборами, предупреждающими о возможности активизации глубинных процессов в геологическом разломе, задача решаемая.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100