Оглавление | Каталог библиотеки

не прочитано
Прочитано: 0%

Хлеба налево, хлеба направо... Там ведьмы пляшут, а здесь - потрава

"Московская правда" (еженедельник), Москва, 29.04.2001, N17, с.11.


         Памяткой для мистификаторов (или пособием для их разоблачителей - это уж как кому нравится) обогатили мировую цареологию отечественные специалисты.


         Правоту их выводов можно проверить уже грядущим летом.
         Для тех, кто не в курсе: цареология - это такая наука, которая изучает пиктограммы на полях. Пиктограммы на полях - это такие рисунки, которые выкладывает незримая сила из колосьев и травы. А незримая сила - это такая сила, которая вот уже какой век подряд водит за нос тех, кто занимается цареологией. Выход из этого замкнутого круга (а скорее не выход, а лишь некий намек на него) указали озадаченному человечеству сотрудники НИЦ "Космопоиск".
         С начала 90-х бегали они за таинственным живописцем в надежде расшифровать его пшеничные инсталляции. 25 пиктограмм, украсивших за это время колхозные поля и бесхозные леса родины, подверглись их глубокому осмыслению. Результатом осмысления (которое, помимо мозгового штурма, включало в себя и дотошное исследование предмета) стала инструкция, с помощью которой теперь любой желающий сможет отличить настоящий "ведьмин круг" от поддельного. О том, кто и зачем чертит по всему миру затейливые фигуры, пока говорить не приходится - всему свое время.
         Но сначала об особенностях отечественных пиктограмм. Их (особенностей) можно пока насчитать всего одну. А именно: ввиду сравнительно небольшого ажиотажа вокруг рисунков на наших просторах до сих пор не обнаружено ни одной подделки. "У них" коммерческая раскрутка пшеничных образований достигла такого размаха, что на 100 пиктограмм приходится 50 фальшивых (впрочем, весьма вероятно, что Россия вступит в этот этап уже нынешним летом благодаря одному печатному изданию, объявившему конкурс на лучший "самопальный" круг). Именно эта "злаковая невинность" и помогла отделить зерна от плевел.
         Итак, по глубокому убеждению исследователей, фальшивки бывают двух типов. Первые делают за полчаса, не вставая с кресла, при помощи компьютерных манипуляций. Вторые для пущей убедительности вытаптывают самолично. И если в первом случае доказательством подделки служит лишь отсутствие пиктограммы на реальном поле, то во втором хватит и парочки фотографий с места - общим и крупным планом:
         - Если на предлагаемом рисунке, - объясняет руководитель НИЦ Вадим Чернобров, - есть квадратное или прямоугольное пятно или часть изображения имеет как минимум два тупика, со 100-процентной уверенностью можно говорить, что перед вами - подделка. Дело в том, что в какую бы сторону в подобном "угольнике" вы ни склоняли стебли, обязательно возникнет ситуация, при которой наклоненные колосья будут сталкиваться или проходить сквозь колосья стоящие. Ни на одной из подлинных пиктограмм - ни у нас, ни за рубежом - такого не наблюдалось. Если возникает "необходимость" включить в настоящую пиктограмму прямоугольное изображение, неведомый нам автор выходит из положения очень просто: на конце прямоугольной части выстраивает отводящую прямую или окружность для того, чтобы стебли, которые должны завершать тупик изображения, плавно перетекли в следующее.
         Из этого изображения они перетекут в следующее, и так вся фигура в целом предстанет в виде рисунка с началом, но без конца.
         Есть и второй критерий, благодаря которому можно решить, охать ли вам от удивления или скептически хмыкать. Нужно повнимательнее присмотреться к стеблям (здесь мы даже не упоминаем о лабораторных исследованиях растений, результаты которых не может пока подделать ни один мошенник). После фальсификации остаются надломленные колосья. Как правило, для создания изображения "а-ля настоящий круг" используют обыкновенные снегоступы. Если усилие будет недостаточным, стебли поднимутся после первого дождика. Если усилий будет больше, стебли обязательно надломятся. Среднего, как говорится, не дано. Среднее - это как раз случай с настоящими пиктограммами, в которых колосья, плавно загибаясь, продолжают расти в совершенно ненормальном положении.
         Как закруглить, не сломав, сотни тысяч стеблей за 3-4 секунды работы - вопрос, до сих пор остающийся без ответа. А то, что от состояния полного покоя до состояния уже готового рисунка проходит по разным данным от нескольких секунд до нескольких минут, -факт, подтвержденный массой опросов. Так, удавалось найти очевидцев, шедших мимо поля чуть ли не в затылок друг другу. При этом первые видели еще нетронутую пшеницу, а вторые - уже тщательно уложенную. Людей, которые наблюдали сам живописный процесс, можно пересчитать по пальцам, и рассказанное ими пока не укладывается в единую картину - то есть ни о цели, ни об источнике рисования пока говорить не приходится.
         Зато, похоже, в некую картину стремятся уложиться отечественные пиктограммы:
         - Конечно, мы не избежали соблазна и попыток объяснить, кто, что, чем и зачем рисует на полях, -говорит Чернобров. - И практически сразу отказались от традиционного способа расшифровки, когда исследователь берет 1 - 3 круга и на их основе составляет "текст послания землянам". Дело в том, что за всю историю цареологии ни разу не фиксировалось двух абсолютно одинаковых фигур, как это было бы в случае, если бы нам старались передать символическую, иероглифическую или буквенную информацию. А значит, и логику во всех этих рисунках нужно искать как-то по-другому. Попытались было разложить их по времени появления и по конфигурации - тоже ничего путного не получилось (как не получилось, к слову, и у англичан, в чьей картотеке скопилось уже несколько тысяч кругов). А потом мы просто аккуратно расположили на карте все российские круги и неожиданно получили весьма интересную картину...
         Картина оказалась в линеечку - пиктограммы, как выяснилось, явно предпочитают выстраиваться в колонну по одному. На карте получилось как минимум три такие колонны. Нижняя - южная - зона наибольшей активности появления кругов, пик которых приходится на середину июня. Средняя, проходящая через Воронежскую и Волгоградскую области, возможно, имеет продолжение, но дальше идут казахские степи, а это уже чужое государство, по которому интересующих нас данных пока что нет (с другой стороны, такой же терра инкогнита расположилась Украина). В этой полосе пиктограммы появляются в конце июня-июле. И, наконец, верхняя - самая протяженная, - которая тянется вплоть до Хабаровского края. Здесь рисовальный сезон начинается в августе.
         - Обнаружив эту систему, - объясняет руководитель НИЦ, - мы, естественно, попытались предсказать, где они появятся в следующий раз, чтобы прибыть на место заранее и в идеале заснять процесс рисования. В прошлом году предсказание сбылось с точностью до 50 км: мы ожидали, что пиктограмма появится в районе Новокубанска, а она появилась на границе с соседней областью - под Новоалександровском. Зато время нам удалось определить весьма точно. В этом году, с учетом корректировок прошлого, попытка подстеречь неведомого живописца будет обязательно повторена. По нашим данным, он должен проявить себя 14-16 июня.
         Что ж, времени до проверки предсказания осталось совсем немного - июнь не за горами. А это значит, что, напросившись в бригаду злаковых охотников, "На грани" обязательно посидит в засаде на поле и расскажет обо всем увиденном в печатной форме. Вас же, наших читателей, мы просим тоже держать руку на пульсе и в спешном порядке сообщать обо всех замеченных злаковых или травяных аномалиях (на дачу-то вы ездите, в лес ходите - вдруг что и приметите).
         Кстати, не так давно мировая цареология зафиксировала "полицейский прецедент": некий Мэтью Уильямс из Уилтшира был взят под стражу за умышленное нанесение ущерба. И стал первым человеком, арестованным за создание кругов на полях, 29-летнего британца поймали после того, как фотографии, на которых видно, как он с сообщниками укладывает узоры на поле, были переданы полиции. В участке Уильямс (работающий, кстати, редактором журнала "Охотники за правдой") объяснил, что услышал по радио, что только изображение "какой-то очень сложной семиконечной фигуры" может служить достаточно веским доказательством следа, оставленного инопланетянами. Тогда Мэтью вместе с приятелями за три ночи выложил на ближайшем к своему дому кукурузном поле замысловатые знаки. Снимки "нерукотворных творений пришельцев" он отослал на одну из американских телестанций, что получило в США широкую огласку. Все испортил хозяин поля: обнаружив проплешины в кукурузе, он пожаловался в полицию на потраву, Уильямса отдали под суд, и тот обязал его выплатить штраф в 140 фунтов стерлингов.

Оглавление | Каталог библиотеки

 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100