«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 26% |
Специалисты Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ - головное предприятие СССР по изготовлению промышленного оборудования для обогащения оружейного урана) из Ленинграда, ездившие в Мурманск посмотреть этот "подарок", описали его так: "В общем, это был металлический, очень хорошо сделанный из толстого оцинкованного железа, без следов коррозии макет командного модуля Apollo. Всё было предельно просто. К сожалению, до нас дошёл только комплект светового поискового маяка с оригинальной оптической схемой остекления фонаря. Даже теплозащита никак не имитировалась".
Таковы основные факты. Обратим внимание на важное обстоятельство: советские моряки нашли не полноценную капсулу, то есть кабину космического корабля, а её макет . Ниже для краткости изложения часто пишется просто "капсула", но при этом читатель не должен забывать, что речь идёт о макете капсулы, в некотором роде большом и пустом оцинкованном "космическом ведре". Сами американцы называют его "котельным железом".
Ясно, что для США потеря макета была событием неприятным, тем более что макет попал в руки соперника. Но почему факт потери, находки и возвращения пустого макета был так засекречен обеими сторонами? В тогдашней истории США были потери и, казалось бы, гораздо более значимые, но, тем не менее, не засекреченные. Например, за четыре года до описываемых событий 17 января 1966 года стратегический бомбардировщик США обронил у побережья Испании 4 водородных бомбы общей мощностью 1250 "хиросим". Об этой потере американцы и тогда сообщали, а сейчас расписывают во всех подробностях и с иллюстрациями. А об истории с потерей макета американцы молчали почти 40 лет, из них более 20 лет уже после того, как венгры о нём "проболтались". Следовательно, огласка события попадания в чужие руки пустого макета капсулы от корабля "Аполлон" почему-то грозила США международным скандалом, движущие причины которого пока нам не ясны.
Но при наличии двух участников события (США потеряли, а СССР нашёл) сохранить тайну невозможно без согласия обеих сторон. Для СССР находка капсулы была событием удивительным и, конечно, приятным. Автор не может вспомнить второго такого случая из истории космической эры. У СССР в связи с этой находкой открывалось много пропагандистских возможностей. Можно было обыграть проявление доброй воли советской стороной, вернувшей капсулу США. Можно было просто "щёлкнуть по носу" опростоволосившегося соперника. Наконец, можно было раздуть тот самый скандал, которого так боялись США. Но вместо этого СССР, явно идя навстречу США, берёт на себя обет молчания и тем самым снимает для США угрозу какого-то неприятного разоблачения.
Известно, что американцы - это такие партнёры, которые выполняют свои обязательства только тогда, когда они не могут от этого уклониться. Получив капсулу, они вполне могли вскоре повести себя так, как будто ничего случившегося и не было, и забыть о том, что обещано СССР в качестве платы за молчание. И чтобы подстраховаться от такой возможности, СССР приглашает на церемонию передачи журналистов из Венгерского агентства новостей. Сторонние свидетели - принятая форма при сделках между партнёрами, не доверяющими друг другу. Венгры своим присутствием и своими фотоаппаратами зафиксировали факт передачи. Обет молчания венгерские журналисты исполняли целых 11 лет.
Таким образом, только из одного факта совместного молчания обеих сторон следует, что не позднее чем к концу 1970 года между СССР и США существовала совершенно секретная договорённость относительно неких скрываемых от общественности обстоятельств американской лунной программы.
Молчание сторон оказалось весьма красноречивым. Оно сделало очевидным наличие договорённости. Но какого же рода скандал мог грозить США в случае предания этой истории полной гласности? Пока ясно только одно: раз засекречена находка макета капсулы Apollo, то и возможный скандал связан с каким-то большим обманом в рамках программы "Аполлон". Попробуем сами догадаться об этом в свете некоторых других фактов.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||