Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 0% |
Продолжение эксплуатации конструктивно ущербного и морально устаревшего "Шаттла" - симптом глубокого кризиса американской космической программы, которая держится на трофейных "Союзах", российских экипажах и купленной у Кремля копии "Мира". Но Россия этим воспользоваться не может: оккупация...
Новый выход на старт "Атлантиса" - системы, по своей реальной надежности непригодной к пилотируемым полетам, - свидетельство кризиса американской космической программы. По сути, душа американского космоса отошла в лучший мир вместе с ее создателем - перешедшим на службу США конструктором Фау-2 Вернером фон Брауном.
Несмотря на совершенствование бортовой аппаратуры за счет прогресса цифровой электроники, американский авиакосмос за последние годы не продвинулся ни на шаг.
Немногие успехи последних лет связаны почти исключительно с утилизацией советского потенциала (полная аналогия с 1945 годом): покупкой и эксплуатацией МКС на основе кабального договора с "Росавиакосмосом", покупка лицензии на производство ракетного двигателя РД-170 и космических ядерных реакций, беспрецедентное по масштабу выкачивание советских разработок (включая стратегически важные наработки по гиперзвуку - ключ к многоразовым аппаратам нового поколения).
Проблема "Шаттла" - ложная концепция многоразовости, обернувшаяся на практике многоразовым капремонтом - как по ресурсу двигателей, нацепленных на аппарат (в нашей системе двигатель был не на "Буране", а на "Энергии"), так и по ресурсу волокнистой теплоизоляции, повреждение которой превратило в крематорий "Колумбию" и чуть не погубило тот же "Дискавери" год назад - дыру едва заклеили при аварийном выходе в космос.
Когда на рубеже 80-х американцы поняли свою ошибку, производство и кооперация по "Сатурнам" и "Аполлонам" была безвозвратно утрачены - рынок, однако.
Оказалось, что в условиях жестких ограничений по весу и ресурсу критических компонентов (двигатель и теплоизоляция) малосерийная многоразовая система более затратна и менее надежна, чем серийное производство одноразовых носителей.
Второй фатальный недостаток, по которому "Шаттл" изначально проигрывал российским системам, - отсутствие беспилотного режима эксплуатации (на всех советских системах беспилотный режим был в обязательном порядке), позволяющего выводить на орбиту хотя бы грузы - заодно увеличив межремонтное количество пусков за счет более низких требований к надежности беспилотных носителей (об этом прекрасно рассказали на пресс-конференции депутаты ГД летчик-космонавт Виталий Севастьянов и двигателист Георгий Костин).
По этим причинам сразу после крушения "Колумбии" специалисты предрекали окончательные похороны "Шаттла" либо его лихорадочную модернизацию с созданием системы беспилотного спуска и аварийной капсулы для экипажа.
Однако жадные американцы продолжили запуски, ограничившись разработкой аварийной замазки для дефектов теплозащиты.
Специалисты переоценили потенциал американских разработчиков и цинизм американского руководства.
Неудивительно, что, когда в ходе прошлого полета "Дискавери" теплозащита вновь затрещала и "Шаттл" садился "на честном слове" и заплатами на крыле, специалисты вновь похоронили "Шаттл".
Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||