Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Психологические тесты, или кто кого

"Дуэль", Москва, n36(484), 05.09.2006


        Однажды (мне было 23) я проходил - вынужден был пройти - психологические тесты. Большинство таких тестов я, быстро и более или менее навсегда пройдя раннюю юношескую тягу познать самого себя, считал абсолютным околонаукообразием, а тех, кто этим занимается, - шарлатанами или идиотами (позднее я встретил пару вменяемых и честных психологов; большого профессионального признания они не достигли). Результат тестирования для меня был важен - чем хуже результат, тем лучше.


         Не хотелось мне в армию. Я решил, что не нужно валять дурака. Если я буду говорить правду - психолог как раз и сочтет меня дураком.


         Началось, естественно, с вопросов об ориентации в пространстве, времени и ситуации. Я засмеялся.
         - Почему вы смеетесь?
         - Вы не знаете?
         - Что я не знаю?
         - Какой сегодня день.
         - Знаю.
         - Тогда почему вы спрашиваете?
         - Я хочу удостовериться в том, что вы знаете.
         - Я знаю, хотя мне это и не нужно.
         - Так скажите.
         - Вторник, такое-то число.
         - А почему вам это не нужно?
         - Потому что это знание не влияет на мое сегодняшнее расписание.
         Психолог позадавал еще какие-то вопросы, сверяя ответы с тем, что уже было в моем личном деле. По-моему, он был удивлен, что все совпало.
         Тест Роршаха. Знаю ли я, что это?


         - Да, я знаю, это тест Роршаха. Вы попросите меня сказать, что напоминают мне эти картинки. Должен вас разочаровать, они напоминают мне тест Роршаха.
         - И что же, вы действительно не видите в этих картинках каких-то фигур, изображений?
         - Нет. Я вижу чернильные пятна, обладающие осевой симметрией.
         - И никаких бабочек?
         - Какие бабочки, это же чернильные пятна, вы что, не видите?
         Психолог что-то пометил на своем листочке и нарисовал на бумажке горизонтальную ось с двумя стрелочками на концах. Вот, в эту сторону счастье, в противоположную - несчастье.
         Поставьте точку в том месте, которая отвечает вашему представлению о своей счастливости.
         - Когда?
         - Сейчас.
         - Сейчас поставьте или сейчас счастливости?
         - Сейчас счастливости.
         - А поставить когда?
         - Тоже сейчас.
         - А счастливости какой?
         - Как какой?
         - Ну, смотрите. У меня сейчас есть основания быть несчастным, потому что заведение, где мы с вами находимся, для счастья плохо оборудовано?
         - Ну, да, в общем.
         - С другой стороны, меня все это тестирование очень развлекает. Так что сейчас в общем я вполне удручен, а сейчас непосредственно - ровно наоборот. А просуммировать я не могу, потому что у этих двух величин, как сказал бы физик, разные размерности, это как если вы литры с километрами складываете. Поэтому моей точки на вашей оси нет.
         - Но нам же нужно решить, считаете ли вы себя счастливым человеком?
         - Это вам нужно. А мне - нет. Я и так знаю, какой я человек.
         - Как вы это можете знать?
         - Ну, я же у себя есть.
         - Но вы же наук о человеке не изучали?
         - Нет.
         - Как же вы тогда знаете?
         - А вы статику с динамикой изучали?
         - Нет.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100