«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 5% |
Первые шаги человека в космосе были сделаны на кораблях "Восток" и "Меркьюри". Эти аппараты представляли собой капсулы в форме тел вращения с очень ограниченным аэродинамическим качеством, что предопределяло их спуск по баллистической кривой с использованием парашютов на заключительных этапах снижения. Однако они были не единственным и даже не первым решением, пришедшим в голову конструкторам, приступившим в 1950-х годах к реализации задачи вывода человека в космос.
Идея планирующего спуска из заатмосферных высей появилась намного раньше, чем могли быть начаты практические работы по космическим ракетным системам. Так, в июне 1924 года российский инженер Фридрих Цандер подал в Комитет по делам изобретений Совета народных комиссаров СССР заявку на конструкцию аэрокосмического самолета. Такие же схемы прорабатывал Вернер фон Браун, всегда думавший о космических полетах - и получивший возможность заниматься ими после войны в Соединенных Штатах. Например, в его проекте 1949 года две ступени ракеты-носителя разгоняли крылатую третью - орбитальную - ступень. Да и Сергей Королев еще в 1957 году считал парашютную посадку бесперспективной, а правильной - планирующую с использованием аэродинамической подъемной силы.
Вообще, трудно себе представить, чтобы основоположникам космонавтики с самого начала мечталось о том, что покорителя Вселенной будут попросту сбрасывать с орбиты, как мешок с сухарями для терпящих бедствие рыбаков. Космос - мечта человечества, его великий прорыв; возвращение оттуда должно было мыслиться красивым и торжественным. На этапе оценки общих инженерных подходов тоже вряд ли их мог вдохновлять парашют, который, с точки зрения пилота или авиаконструктора, обычно является средством аварийного спасения, иногда - оснащением для специальных операций или каких-то вспомогательных функций, но не основой штатного применения летающей техники! Наконец, уже с чисто практической точки зрения преимущества управляемого аэродинамического спуска более чем очевидны.
После запуска первого спутника в октябре 1957 года по обе стороны океана стало ясно, что следующим рубежом в космической гонке будет полет обитаемого аппарата. И надо было принимать решения, которые позволили бы опередить соперника.
В Соединенных Штатах этой задачей вплотную занялось Национальное управление по аэронавтике и исследованию космоса - НАСА, образованное 29 июля 1958 года. К этому времени наиболее зрелым был проект Военно-воздушных сил, получивший обозначение "7969". В этом проекте, наряду с несколькими вариантами конических, полусферических и сферических капсул, присутствовал ряд "самолетных" схем.
Например, компания "Норт Америкен" предлагала использовать в качестве корабля-спутника облегченную модификацию своего знаменитого гипрезвукового исследовательского ракетоплана Х-15. Интересно то, что разгонной ступенью для этой крылатой машины должна была послужить крылатая же боевая многоступенчатая ракета "Навахо", которой предстояло доставить Х-15 на эллиптическую орбиту с высотой апогея 120 км.
Орбитальный Х-15В должен был весить 4,5 тонны. Ряд других "самолетных" проектов, выдвинутых известными авиастроительными фирмами, представляли собой конструкции меньшего веса с треугольным крылом. Выводить их на орбиту предстояло различным сочетаниям ступеней баллистических ракет "Минитмен", "Поларис", "Джумбо", "Титан" - словом, почти всего, что было на тот момент в распоряжении американских разработчиков.
Однако всё это было слишком сложно, а главная идея космической активности в тот момент формулировалась так: запустить человека в космос как можно быстрее. При такой постановке задачи все "опции" - боковой маневр, уменьшение перегрузок, повторное использование, какие-то боевые или исследовательские задачи - всё было принесено в жертву срокам готовности системы. Абсолютно необходимым было одно: обеспечить выживание пилота во время спуска аппарата с орбиты.
Так и в СССР, и в США определился облик спускаемых аппаратов первого поколения космических кораблей. Ими стали одноразовые осесимметричные капсулы с испаряющимся термозащитным покрытием, с парашютной посадкой и без каких-либо органов аэродинамического управления. Такими были советские "Восток", "Восход" и "Союз" со всеми его модификациями; американские "Меркьюри", "Джемини" и "Аполло".
Время подтвердило правильность принятых тогда решений. Дополненные по результатам печального опыта системой аварийного спасения на старте, эти корабли верой и правдой несли свою службу в течение десятилетий, а российские - до сих пор.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||