Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Царь-танк - русский приоритет

"Московский комсомолец", Москва, 26.07.2006

Автор: Ольга Власова


        С помощью этого изобретения можно было бы повернуть ход истории


         Когда царю Николаю II продемонстрировали его модель, он тотчас распорядился профинансировать уникальный проект. Россия только что вступила в Первую мировую войну. Нетрудно представить, какое впечатление произвело бы на фронте появление бронированного самодвижущегося объекта высотою с... пятиэтажный дом. Название для боевой машины придумалось сразу: царь-танк. А зря. Ведь всем предыдущим гигантам с такими названиями катастрофически не везло. Царь-колокол никогда не звонил, Царь-пушка выстрелила всего один раз. Словно повторяя судьбу знаменитых "однофамильцев", царь-танк так и не появился на поле боя. Он остался ржаветь в подмосковном лесу на секретном полигоне под Дмитровом.
         Подобной машины еще не имела ни одна армия мира. По уверениям ее создателя инженера Николая Лебеденко, она могла, как спички, ломать деревья, раскатывать по бревнышкам избы, преодолевать окопы и рвы, попутно накрывая противника шквальным огнем. Но самая главная ее сила заключалась в ужасающих, гигантских размерах.


         Передо мной фотография 1915 года. На танковой броне стоят люди. Они смотрятся как букашки. Сегодня кажется странным, как при том уровне развития техники эту махину сумели скрытно вывезти в лес по частям и там собрать, запустить, испытать.
         Судите сами. Вес аппарата - 44 тонны, 9 метров - диаметр ходовых колес. Каждое приводилось в движение двигателем в 240 лошадиных сил. Скорость - 28 метров в минуту. По замыслу автора, машина в разобранном состоянии должна была большими секциями доставляться по железной дороге к театру военных действий, там собираться на болтах и выдвигаться к линии фронта.


         Но пока до него было далеко. Сборка корпуса производилась в Хамовниках, колеса изготавливали в Дмитрове. Как все это тайно везли на железнодорожных платформах, при помощи каких механизмов разгружали на лесном полигоне, история умалчивает. Доподлинно известно другое: в августе 1915 года в лесу под Дмитровом капитан Лебеденко представил чиновникам военного ведомства танк в натуральную величину и провел его ходовые испытания.
         На этом следы изобретателя и его детища обрываются.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100