«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 29% |
Каждую пещеру можно читать, как раскрытую книгу. Написано в основном о прошлом. Каменные глыбы ревностно сохранили от воздействия времени каждое тысячелетие и могут поведать довольно интересные истории.
В пещере "Улуирская сквозная" три зала. Во втором температура ниже нуля. Стекающая с потолка вода собирается в куски льда. Один из них, продолговатый, стоит прямо в центре известняковой хоромины. Это понятно: предыдущая тургруппа поставила туда льдину и сфотографировалась. А вот большое количество костей в ледяной палате говорит о том, что древним людям она служила холодильником. В него складывали тушки мамонтят, а в соседней комнате запекали их на костре.
Или вот какая история. Эпохи залегают в пещере слоями. Чем ниже слой, тем древнее эпоха. А в пещере "Каминная" почему-то все наоборот. Сверху палеолит, снизу - средневековье. Отчего так произошло? Ответ придет, если посмотреть наверх. Там есть еще одна небольшая пещерка, где жил барсук. Он скидывал землю вниз и таким манером перепутал эпохи.
Это, так сказать, отдельные фразы огромной каменной книги. А в целом она о том, как пересекались жизни людей, животных и пещер.
В подземных коридорах находят наконечники стрел, костяные изделия - шила, иглы, кремешки. Основную массу находок составляют куски керамики, на некоторых есть простейший орнамент. По обилию керамических находок можно предположить, что здесь был целый гончарный промысел. Но вот что странно: никаких инструментов для изготовления глиняной посуды не обнаружено. Люди посещали пещеры, но не жили в них. Это одна из главных загадок, связанных с человеком. Сухие пещеры, расположенные в нескольких метрах от воды, почему-то не использовались как постоянное место жительства. Среди более чем четырех тысяч пещер всего Южного Урала только в шести найдены стоянки человека. Почему удобные сухие пещеры не заселялись более активно, как это было на Алтае, Карпатах или Апеннинах, пока не ясно.
С другой стороны, отдельные предметы, те же горшки, человек затаскивал на такую высоту, куда и опытный альпинист не рискнет лезть без страховки. Предположить, что все это делалось ради трапезы, было бы нелепо. Остается один вариант - религиозный культ. У древних народов пещера ассоциировалась, во-первых, с темным миром мертвецов, а во-вторых, с маткой - символом плодородия. Представления о пещере воплощались в обрядах, где можно прочесть оба символа. Например, дробили кости косуль и накрывали их горшками. Дескать, чтобы в следующей жизни козочек было больше. Изучать обряды и керамику Сикияз-Тамака, проверять выводы Владимира Юрина приехали два научных сотрудника из музеев Санкт-Петербурга - Ирина Калинина (Эрмитаж) и Татьяна Щербакова (Музей истории России).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||