«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 67% |
За время перестроечного и постперестроечного шабаша были изгнаны и выдавлены, полностью или частично, русские, армяне, осетины, абхазы, греки, турки, курды, азербайджанцы, мусульмане, слишком ассимилированные русскоязычные грузины, восставшие менгрелы, активные сторонники Гамсахурдии, Абашидзе... Для того чтобы оправдать провалы в экономике, голод и нищету, нужно было непрерывно искать, разоблачать и изгонять врагов. Этим Грузия занимается уже пятнадцать лет.
В России пишут, что чистки давно уже прекращены и все сегодня живут спокойно, хотя и очень бедно. Это неправда, чистки продолжаются. Я разговаривал с женщиной, мужа которой, абхаза, коренного жителя грузинской метрополии, отнюдь не Абхазии, год назад посадили в тюрьму без предъявления обвинения только за то, что он абхаз: "Пусть сидит!"
Идут репрессии на мусульман, в главной мечети Тбилиси, в традиционном мусульманском районе города, запрещено призывать правоверных с минарета. Идёт насильственно "охристианивание" Абхазии. До сих пор высланным при Сталине туркам-месхетинцам ставятся препятствия для возвращения.
Крупная приватизированная собственность, естественно, в руках грузинской номенклатуры. Но владельцами маленьких частных магазинов являются армяне, подтверждая русскую пословицу в Закавказье: "Где появился армянин, там еврею делать нечего".
В немногочисленных киосках Тбилиси по продаже прессы можно увидеть несколько наименований российских газет. Но почему это самые низкокачественные издания, где такие газеты, как "Коммерсант" или "Время новостей", на которые всегда ссылаются Евроновости в обзоре мировой прессы? Почему нет ни одной российской оппозиционной газеты? Всё просто - грузинские власти не хотят разрешить своим собственным русскоговорящим гражданам читать газеты, которые могут написать критические вещи о Грузии. Продавать внутри республики можно только те российские газеты, которые приятны грузинским бонзам, прочие находятся под негласным запретом.
Когда я наблюдал сцены повседневной грузинской жизни, я часто вспоминал характеристику советского и постсоветского общества, сделанную Эдуардом Лимоновым: "социальный холодильник".
Согласно средневековой традиции, в то время как мужчины вели нескончаемые внутриусобные войны между соседними деревнями, районами и регионами, женщины работали. Те времена давно прошли, но множество мужчин всё ещё полагает, что ежедневная работа не для них. В отличие от стран Востока, в Грузии именно женщины работают торговками на базаре - а это главное занятие населения республики. Зачастую крестьянки, будучи христианками, в соответствии с самыми строгими догмами ислама одеты в длинные до пят чёрные платья с чёрными платками на голове, которые сегодня можно увидеть только в самых глухих районах Ирана. Ибо даже в Иране горожанки, я уже не говорю про Турцию, давно носят симпатичные кофточки и весёлые цветные платочки. Ни пребывание в составе Российской империи, ни годы Советской власти не смогли ничего изменить в этой средневековой манере одеваться, пережитке иранского владычества.
Тесные семейные связи, которыми так восхищаются праздношатающиеся западные туристы, уставшие от индивидуализма Запада! В Грузии действительно нет брошенных беспризорных детей. Но оптовый торговец, продавец очков, объяснил мне и оборотную сторону вопроса: "Я зарабатываю очень много для Грузии, 500-600 долларов в месяц. У меня три ребенка, мой старший сын женат, дочь замужем, младшему сыну восемнадцать лет. Никто из них не хочет работать, они считают, что я должен кормить их всех. Печально, но такова наша грузинская психология".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||