Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Ангел в табакерке

"НЛО", Санкт-Петербург, n6(375), 07.02.2005, стр.13

Автор: Александр Володев


        Разбирая вещи скоропостижно скончавшегося киевского мастера лаковой миниатюры и ювелира Александра Давыдовича Володарского, его сын Алексей, инженер-путеец, нашел тонкой работы золотую табакерку, в которой хранилось простенькое латунное колечко, инкрустированное бирюзой, а на внутренней поверхности крышки крошечной коробочки с трудом просматривались очаровательные черты незнакомки.


         Гадать, кто это, долго не пришлось. Табакерка была вложена в пакет пожелтевших, датированных 1863 годом писем, прочтя которые Алексей понял, что получил их отец от княжны Анастасии Романовской-Прохоровой, которую любил, но связать с ней судьбу не смог, так как был безроден и нищ, а возлюбленная его принадлежала к знатной, весьма состоятельной фамилии. Еще он понял, что и табакерка, и лаковая миниатюра на ее подложке, и кольцо сделаны его отцом. И решил младший Володарский на счастье, на удачу, держать эти реликвии при себе. Табакерку поместил в жилетный карман. Письма убрал в заветный ящик секретера, отчего-то подумав, что очень хотел бы увидеть ту, от которой они были получены.
         Сентябрь 1909 года выдался капризным. То на улицы Киева накатывали волны теплого воздуха, то их вытеснял холод с изморозью, покрывающей яблони в саду. Алексей приказал топить печь в бывшей спальне отца, куда перебрался. Но печь дымила столь нещадно, что наняли работников, чтобы ее переложить. Дело свое печники сделали на совесть, но когда разламывали трубу, на чердаке нашли осыпавшийся, писанный маслом портрет. Алексею взгляда хватило, чтобы в грязных подтеках разглядеть черты той, чья миниатюра украшала табакерку. Мелькнула мысль: а не отреставрировать ли? Но, забросив холст в чулан, за делами и заботами инженер напрочь забыл о своем намерении.
         Минули три месяца. Зима выдалась бесснежной, сырой, отвратительной. И все домочадцы Володарские стали замечать, что, как только в печах разгорались дрова, по дому разливались запахи лимона, свежемолотых кофейных зерен и терпких духов. Совершенно невозможно! Чай с лимоном в семействе пить было не принято. Кофе не водился. Супруга Алексея вообще терпеть не могла духов - никаких! И все же чуждые, таинственные ароматы стойко держались. К ним еще прибавились видения. Ночами по покоям особняка неспешно скользила, струилась эфемерная дымка, отдаленно напоминавшая стройную высокую девушку, закутанную в белую, слегка светящуюся шаль. В руке она держала подсвечник с тремя ярко горящими свечами. Присутствие призрака никого не пугало, напротив - умиротворяло. Алексей, осмелев, даже коснулся края шали. Видение мгновенно исчезло, подсвечник, упав на паркет, громко звякнул, но свечи продолжали гореть, пока их не погасили. Утром подсвечник осмотрели: он оказался одним из тех, что долгие годы за ненадобностью пылился на чердаке. Впрочем, тот ли это был подсвечник? Очистив металл, Алексей обнаружил, что он отнюдь не медный, а серебряный: такого в их доме не было никогда.
         Инженер потерял покой и нашел бессонные ночи. Призрак являлся теперь регулярно, без подсвечника, но со свечой, огарок которой каждое утро находили у кровати Алексея. Сам он не мог взять в толк: если привидение не материально, то почему тогда материальны оставленные им подсвечник и свечи?
         И вот однажды во время очередного визита призрака Алексей Володарский услышал: "Слепок с жизни драгоценнее ее самой. Подумай и исполни. Это может принести радость тебе".
         Инженер перестал сомневаться в том, что его психическое здоровье в полном порядке. Ведь стоило несчастной голове его коснуться подушки, как воздух тут же наполнялся запахами лимона, кофе и духов, а за чердачным перекрытием начинало твориться и вовсе невообразимое: бубнящие голоса просили не тревожить их, слышались тяжелые шаги. Стоило задремать, как комнату оглашало слово, неизвестно кем сказанное: "Слепок". Тут Володарского, наконец, осенило: он отдал в реставрацию старый портрет. То, что он увидел, получив обновленный холст от приятеля отца, мастера иконописи Ф.И.Рыкова, потрясло: на холсте жили яркие свежие краски, жила и девушка - само совершенство.
         - Ну, как? - спросил художник.
         - Теперь я понял, - ответил инженер, - слепок и впрямь может быть драгоценнее жизни...

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100