Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 0% |
Вчера в российской армии произошло событие, которое позже скорее всего назовут историческим. Но сегодня оно осталось почти незамеченным.
И правда: ну что особенного в том, что отправлен на переплавку последний ядерный железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК)? Ракетой больше, ракетой меньше... Уж с чем с чем, а с ядерным оружием, уверяет нас руководство страны, в России пока еще все - окей!
...Только почему-то, когда в ночных сумерках по рельсам застучали колеса вагонов, и ядерный "поезд-призрак" с ракетами "Скальпель" отправился в последний путь, не выдержали даже самые крепкие мужики: слезы катились из глаз седых конструкторов и офицеров-ракетчиков. Они прощались с уникальным оружием, по многим боевым характеристикам превосходящим разрекламированные "Тополя" и "Булавы".
Так почему же Россия лишается своих лучших ядерных комплексов? Официально: "по причине истечения гарантийных сроков их эксплуатации". А неофициально?
Всего на вооружении в России было 36 железнодорожных пусковых установок. Отличить БЖРК от обычных товарных поездов, тысячами курсирующих по просторам России, было просто невозможно. Один вагон - командный пункт, три других - с открывающейся крышей - пусковые установки с ракетами РТ-23УТТХ "Молодец" (SS-24 Scalpel). В состав каждой дивизии входило до пяти таких комплексов. За сутки БЖРК могли проходить до 1500 км. Причем запустить ракеты можно было как с запланированных стоянок, так и с любой точки маршрута.
Какой из "товарняков" уничтожать в случае ядерной опасности, противник определить не мог. Не палить же по всем сразу - так никаких ядерных боеголовок не напасешься! И этим БЖРК очень не нравились нашему бывшему потенциальному противнику - США. Американцам приходилось держать под прицелом чуть ли не все наши поезда, для чего над Россией постоянно "висело" 18 американских спутников-шпионов. А это, естественно, обходилось в копеечку.
Так что, как только в начале 90-х позволила политическая ситуация, США сразу постарались избавиться от этой головной боли. Поначалу они политическими договоренностями добились от российских властей, чтобы БЖРК не катались по стране, а стояли на месте. Это позволило им постоянно держать над Россией вместо 16-18 спутников-шпионов всего 3-4. Потом - уговорили наших политиков уничтожить комплексы окончательно. Скорее всего не бесплатно, так как договоренности оформились как раз в то время, когда "независимую" Россию подкармливали кредитами из Международного валютного фонда. Видимо, одно из условий очередного транша предполагало отказ от БЖРК. И тогдашнее руководство отказалось от них с легкостью. Тем более что без "незалежной" Украины модернизировать их стало уже невозможно.
Дело в том, что почти все наши ядерные ракеты во времена СССР делались на Украине, под руководством академиков Янгеля и Уткина. Из двадцати типов ракет двенадцать спроектировано в Днепропетровске в КБ "Южное" и выпущено там же, на заводе "Южмаш". До сих пор из 600 ракет, стоящих на вооружении наших РВСН, только 40 - чисто российского производства.
Так что, когда в 1991 году Москва и Киев "разбежались", это сразу же больно ударило по российской ядерной мощи. Ведь техническое обслуживание, продление сроков эксплуатации ракет зависело от разработчиков, оставшихся на Украине. А она почти сразу обрела безъядерный статус, то есть не могла на своей территории ни иметь, ни производить ядерное оружие. Оборудование по производству ядерных ракет, стоящих на вооружении в России, в присутствии иностранных наблюдателей с помпой уничтожали, резали, отправляли под пресс...
БЖРК тоже делали в украинском Павлограде. Причем они были самыми новыми ядерными разработками бывшего Союза. Испытания ракет РТ-23УТТХ "Молодец" (SS-24 Scalpel) в железнодорожном варианте начались только в феврале 1985 г. и завершились к 1987-му. Так что фактически БЖРК ставили на вооружение лишь в 1991-1994 гг. Служить они могли бы еще долго, вплоть до 2018 г., если бы не щекотливые политические обстоятельства.
Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||