«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
Прочитано: 71% |
Ка-50 очень не нравится тем, кто производит вертолеты марки "Ми". "Милевцы", привыкшие к безраздельной монополии на поставки вертолетов для Сухопутных войск, оказались сильнее не на поле боя, а в высоких кабинетах. Они сегодня намного богаче "камовцев".
Когда-то Ми-24 произвел всемирный фурор. И то была прекрасная машина начала 1970-х годов, но только для войны с регулярными войсками НАТО в низинах Европы, а не с бородатыми боевиками в горно-лесистой местности. Уже в Афганистане, в 1979-1989 годах, Ми-24 показали себя медлительными и слишком тяжелыми, неповоротливыми, неспособными преодолевать высокие горные перевалы. Да и оружие Запада тоже развивалось. В 1980-е стало ясно, что армии нужен атакующий боевой вертолет, способный уничтожать точечные цели, не заходя в зону поражения средств ПВО.
Еще в СССР военные объявили конкурс на новую машину. "Милевцы" предложили Ми-28 - винтокрыл, скопированный с американского "Апача". "Камовцы" же пошли своим путем, построив Ка-50 - вертолет самобытный, стремительный, живучий и очень высокотехнологичный, способный воевать "боевыми сетями". И они выиграли конкурс. В 1995-м "Черную акулу" приняли на вооружение. До гибели СССР фирме Камова удалось построить несколько Ка-50 и полностью подготовить завод в Арсеньеве к серийному производству новых машин. Если бы Ка-50 стали поступать в войска сразу после официального принятия их на вооружение, сейчас эти вертолеты, вне сомнения, покупали бы на мировом рынке с большей охотой, чем брали когда-то Ми-24. Да и родная армия в той же Чечне не осталась бы без воздушного прикрытия.
Но все пошло наперекосяк. Государственное финансирование закончилось. Армия осталась со старыми Ми-24. Как и в Афгане, в Чечне она осталась без нужной техники. А "милевцы" откровенно решили взять реванш за поражение на конкурсе, сохранив за собой монополию на вертолеты для Сухопутных войск.
И в этом им помогает командование армейской авиации! Ведь если фирма "Камов" после развала СССР оказалась нищей, то "Миль" продолжил зарабатывать валюту, обслуживая оставшиеся за рубежом "крокодилы". А деньги - они и в Африке деньги. И вот в тиши кабинетов управления армейской авиации ожила идея принятия на вооружение боевого вертолета Ми-28, проигравшего конкурсные испытания Ка-50.
"Труп" старого вертолета превращается в "молодой и перспективный" Ми-28Н. Внешне - почти копия американского "Апача Лонгбоу". Вот только Ми-28 практически во всем уступает "Лонгбоу". Пилоты жалуются: из-за вытянутого носа Ми-28Н обзор даже хуже, чем на Ми-24. Хвостовой винт находится недопустимо низко, что неизбежно приведет к его повреждениям при посадке не на аэродроме, в полевых условиях. Пушку "милевцы" поставили в самой вибрирующей части корпуса - под носом, и тряску ствола никакой стабилизацией компенсировать невозможно. К тому же, если надежда ВВС - Ми-28Н когда-нибудь и доползет до горных районов, где идет война, то его ведь сразу бросят на свободную охоту, а значит, на верную гибель. Воевать в группе, подобной камовской БУГ, он не может.
И вот, несмотря на очевидное, выигрывает не тот, кто лучше, а тот, у кого больше денег и связей в генеральской среде...
Вмешайтесь!
Здесь давно требуется и публичная дискуссия, и вмешательство министра обороны. Стране, которая увязла в войне на Кавказе, нужна современная вертолетная группировка. Нужен и прорыв с новыми вертолетами на перспективные зарубежные рынки. Деньги в стране есть - бюджет, резервный фонд и золотовалютные "закрома" Центробанка буквально лопаются от нефтедолларов. Необходимы разумные решения. Иначе "вертолетный абсурд" в России обернется для нее невосполнимыми потерями - и людскими, и экономическими.
...Вспоминаются двухнедельные бои с бандой в сорок "штыков", которые вели наши войска в Дагестане - в декабре 2003-го. Все пешочком, пешочком, как в Гражданскую или в войне с басмачами в 1920-е. И местные проводники в роли наблюдателей: "Их там четверо... Нет, пятеро...". БУГ мог покончить с этой группой за день охоты!
А индийцы и турки, думая обновить парк своих вертолетов, все больше смотрят за Атлантику.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
| ||||||||