Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Были ли американцы на Луне? - 8

"Дуэль", Москва, n52(400), 28.12.2004

Автор: А.И. Попов, доктор физико-математических наук

Ракета развалилась - приступить к полетам с людьми


         СССР и США в 60-е годы напряжённо работали над созданием своих лунных ракет - "Н-1" (СССР) и "Сатурн-5" (США). СССР не удалось создать свою лунную ракету, а США сообщили всему миру об успешном создании своей. Стартовая масса "Сатурна-5" называлась от 2700 т до 3817 т ("А Look"). Различие в 1100 т представляется удивительным, когда речь идёт о реально созданном изделии. Объявленная грузоподъёмность американской лунной составляла около 130 т на низкую околоземную орбиту с доставкой на окололунную орбиту корабля весом около 45 т.

Триумф "методики отработки сложных технических систем"?


         Познакомимся с тем, что пишут в наше время о разработке ракеты "Сатурн-5".
         "В США при разработке мощных носителей серии "Сатурн" был выполнен очень большой объём наземных испытаний их отдельных узлов и агрегатов. Это позволило безаварийно провести все испытательные и пилотируемые запуски ракеты "Сатурн-5"".
         "Лётные испытания "Сатурна-5" начались 9 ноября 1967 года и все 13 пусков прошли успешно" (С. Александров. Энц. Техника. Аванта. 1999, с.442).
         "То был триумф принятой методики отработки сложных технических систем, когда лётные испытания начинались лишь после успешного проведения наземных стендовых"
(С. Александров. Энц. Косм. Аванта. 2004, с.114).
         Разработкой "Сатурна-5" руководил директор Центра им. Маршалла, всемирно известный конструктор Вернер фон Браун. Сначала он разработал ракету "Сатурн-1", аналог нашего "Протона", с грузоподъёмностью 20 т на низкую околоземную орбиту (сайт НАСА Saturn Family). Генеральным разработчиком "Сатурна-5" выступала компания "Норд-Америкэн".

Ракета "Сатурн-5"


         Человеку, который хоть раз создавал что-то сам, трудно представить, чтобы новое сложнейшее изделие, состоящее из сотен тысяч деталей, после первой сборки сразу хорошо заработало. Бывает даже, что первое испытание проходит успешно, но потом неизбежные недоработки изделия, как целого, всё равно выходят наружу и начинается полоса неудач. А некоторые недостатки могут проявиться, лишь когда изделие собрано. Можете ли Вы проверить, хорошо ли слушается руля Ваш автомобиль, не трогаясь с места?
         Вот пример из самой программы "Аполлон". 27 января 1967 года в кабине космического корабля "Аполлон-1", уже установленного на ракете, заживо сгорели три американских астронавта. В день гибели экипажа А-1 корреспондент ЮПИ писал: "Следственная комиссия нашла не только короткое замыкание электрических проводов, но обнаружила плохое общее руководство, игнорирование техники безопасности, небрежное выполнение технических заданий,...расследование вскрыло многие недостатки в самой конструкции".
         А почему здесь не состоялся триумф "принятой методики отработки сложных технических систем"? Ведь создавала эту кабину та же компания "Норд-Америкэн", которая была главным подрядчиком работ по созданию "Сатурна-5", и делала она это в то же самое время? Всё это служит для нас стимулом более внимательно изучить судьбу ракеты "Сатурн-5".

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100