«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 63% |
Утром новая знакомая Перепелицына Юлия Кирилюк сообщила, что "ночью опять что-то стучало". Добросовестно отсиживаем уже целый час, но, увы, ничего не слышим.
Отправляемся в местный комитет архитектуры, где зам. главного архитектора Юрий Коздоба показывает нам генеральный план города. Оказывается, под двором Кирилюк довольно близко к поверхности проходит магистраль городской канализации. "Бывает, шумит оно, - флегматично говорит Коздоба, - многие жалуются"... Пронин торжествующе разглядывает Перепелицына, а тот, не смущаясь, пишет в блокноте: "Версия со стуком отработана - пустышка".
В милиции нас тоже разочаровывают. Людей с именами Владислав Челпанов и Сарвар Скляр в Белгороде нет и не было. Происшествий, где бы фигурировали рогатые люди, тоже в архиве не значится.
На следующий день, пока Пронин опять обходил ров, прикидывая, где искать пещеру Челеби, Перепелицын отправился в редакцию местной газеты "Советское Приднестровье". Давать интервью о неизвестных науке животных, возможно, обитающих в днестровских плавнях. В благодарность журналисты знакомят нас с живой "свидетельницей" - пенсионеркой Валентиной Петровной Нанивской.
- В 1947 году я училась в первом классе. Как-то в школу идти не хотелось, и я увязалась за знакомыми пятиклассниками, которые сбежали с уроков. В кустах неподалеку от школы увидели нечто похожее на арку. Какие-то тряпки у входа валялись. Мы их и жгли. Помню, были ответвления по бокам. А потом спички кончились. Сколько мы выбирались оттуда, я не знаю. Но был вечер, нас уже искали. Потом солдаты вход засыпали. А через несколько лет я там была и видела, что земля осела и опять появилась дырка.
По наводке Нанивской дыру, ведущую в глубь холма, удалось обнаружить почти сразу. Правда, с дороги ее, скрытую густой травой, не видно. Ход начинается примерно метрах в 100 от крепости. Полукруглый свод выложен из того же камня, что и сама цитадель. Войти туда удалось, лишь встав на четвереньки. Но уже через несколько метров ход расширяется и можно идти в полный рост. Оказалось, что он упирается прямо в крепостной ров. В середине тоннеля в глиняном полу словно кто-то пытался рыть яму. Давно. Края ее уже обсыпались. Не отсюда ли выкапывали черепа?
Нашли ли мы тайный выход из крепости, о котором не знали местные историки?
- Возможно, - считает Константин Пронин. - Древние строители могли посчитать нецелесообразным бурить подземный ход, который будет проходить под крепостным рвом, глубиной 20 метров. Гораздо проще было сделать в крепости тайный выход, откуда лазутчик бы попадал в ров с водой. Ширина рва - 14 метров, умелому человеку проплыть это расстояние под водой не проблема. Когда-то город выглядел не так, как сейчас, этот ход, возможно, заканчивался в овраге, сарае или подвале дома "верного человека".
В 1842 году крепость перестала быть военным объектом. Ров осушили и, очевидно, нашли этот лаз. А в конце XIX века, когда началось благоустройство города, ход могли использовать как естественную ливневую канализацию. Его отремонтировали, вот откуда заплатки на стенах, и заложили большой выход в ров, оставив лишь небольшое отверстие для стока воды.
Кстати, несколько мест, где предположительно находится пещера Челеби, расположены неподалеку от подземного хода. Конечно, первокласснице Нанивской ответвления в тоннеле могли лишь показаться. Но не исключено, что их заделали уже позднее. Тогда из тайного лаза вполне мог существовать вход и в пещеру.
Мы тщательно, насколько позволял свет фонарей, осмотрели подземелье. Следов или рисунков на стенах нет. А значит, нет и подтверждения легенд о рогатых людях. Похоже, нужны какие-то дополнительные данные. В городской библиотеке выяснили, что на труды Челпанова и Скляра ссылался еще один местный краевед - Юрий Мисюк. Личность реальная, но, к сожалению, он несколько лет назад умер в весьма почтенном возрасте. Зато из его знакомых мы разыскали 85-летнюю Аллу Теофиловну Лазовскую, которая тоже в свое время выпустила книгу легенд о Белгороде. Правда, для детей. Поэтому волнующие рассказы о рогатых людях в нее не вошли. Бабушка с ходу выдала еще одну легенду о происхождении рогатых людей.
- Я от старожилов слышала, что здесь было святилище египетских жрецов, поклонявшихся богу Ра, ходили они в рогатых головных уборах, возможно, их потомки существуют в подземельях и поныне...
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||