«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 26% |
Наконец буровой инструмент достиг соляного пласта и, легко углубившись в него, дошел до необходимой отметки. После проведения необходимых измерений и генеральной проверки автоматики было получено "добро". Вездеход доставил спецзаряд к буровой установке. Хотя геофизики предоставили данные замера температуры на забое - чуть более 30 градусов, все же решено было еще раз убедиться в этом при спуске спецзаряда, замеряя через каждые 50 метров температуру в его гермообъеме.
Каково же было наше удивление, когда по мере приближения к отметке 300 метров температура резко пошла вверх и достигла почти 40 градусов. А что будет на большей глубине? Ведь при более высокой температуре спецзаряд может выйти из строя. Как быть?
Спуск приостановили, начались дебаты: продолжать ли его дальше или поднять заряд и произвести замер по всей длине скважины без него. Главный геолог Нижнеенисейской экспедиции Владимир Коваленко настойчиво убеждал нас, что не следует делать лишние работы, это какая-то аномалия, довольно часто встречающаяся здесь на Таймыре. Глубже температура будет ниже. Поверив его настойчивым заверениям, рискнули продолжить спуск.
И что же? На глубине 350 метров температура достигла +43, а далее пошла на снижение, и на забое она была +32. Слава богу, все волнения оказались напрасными!
На следующий день, чтобы проверить готовность всех служб и аппаратурных комплексов к проведению эксперимента, была назначена генеральная репетиция. Анализ ее результатов показал полную готовность всех служб и аппаратурных комплексов к работе.
29 сентября, в день "Ч", нам повезло: установилась безветренная погода, хотя над озером стояла осенняя прохлада, небо было чистым и безоблачным. За полчаса до эксперимента все службы доложили о полной готовности. Члены Государственной комиссии подписали акт на производство взрыва, председатель его утвердил. Дали команду на включение программного автомата. Служба оповещения по громкой связи сообщила об оставшихся минутах. Весь личный состав экспедиции покинул жилые и производственные помещения и собрался на вертолетной площадке. Лишь председатель комиссии и операторы находились на своих рабочих местах. Даже на турбазе "Лама" служба безопасности вывела персонал из помещений (отдыхающих там не было: их перестали привозить по нашей просьбе) - во избежание каких-либо эксцессов.
Нас очень беспокоило воздействие ударной волны на озерную рыбу. Для наблюдения за "поведением" озера в момент взрыва были выделены "смотрящие" на лодках.
Диктор оповещения отсчитывал секунды, оставшиеся до взрыва: "Два. Один. Ноль!" Все ощутили резкий толчок под ногами, затем продолжительное колебание почвы и спустя пару секунд услышали оглушительный грохот. Что происходило на буровой, за лесом не было видно, но на озере каких-либо заметных возмущений глади воды не наблюдалось. При осмотре большой площади акватории озера оглушенной рыбы не обнаружили.
Прошло 15 минут. Радиационная разведка доложила, что радиоактивных выходов в эпицентре и вокруг не наблюдается. Тщательное обследование всех агрегатов на буровой установке показало, что разрушений или поломок после сейсмологического воздействия не последовало. Зато во временном приборном сооружении, расположенном в 300 метрах от эпицентра, некоторые приборы подверглись основательному воздействию: упали со стеллажей аккумуляторы, с осциллографов были сорваны тубусы с фотоаппаратами. Ксчастью, фотоаппараты не разрушились и информация сохранилась полностью.
Представители службы безопасности, наблюдавшие сейсмическое воздействие на базе отдыха, отметили слабые толчки и колебание почвы. Ни строения, ни отопительные печи не пострадали.
Расшифровка записей аппаратуры физических измерений показала, что спецзаряд (мощностью 7,6 килотонн. - М.В.) сработал нормально. Энерговыделение взрыва соответствовало норме.
По поводу благополучного завершения эксперимента в заполярной тундре на трассе Инта-Тикси руководство экспедиции Спецгеофизики дало ужин.
А наутро - будни: демонтаж аппаратуры и оборудования, упаковка в контейнеры и подготовка к перевозке.
Через два дня прибыл вертолет, в который загрузили все, включая документацию, и со специальным сопровождающим отправили в аэропорт Алыкель, где уже ждал самолет "АН-12", чтобы доставить груз до Москвы.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||