«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки

прочитаноне прочитано
Прочитано: 52%


         Одновременно в рамках проекта "МАВР" разрабатывался и посадочный исследовательский комплекс, которому предстояло, отделившись на марсианской орбите от доставившего его корабля, совершить мягкую посадку на поверхность Марса. Прорабатывалось два варианта комплекса: в первом он превращался в стационарную марсианскую лабораторию, а экипаж совершал разведывательные рейсы на джипе с электроприводом в радиусе до 20 километров от базы. Численность высаживаемого на поверхность планеты экипажа 3-4 человека.
         Во втором варианте вся лаборатория делалась подвижной. Теперь это был уже не джип, а тягач с жилым блоком, который вез за собой на прицепе ракету для возвращения (нечто типа американского спускаемого лунного модуля). Как шутил один из разработчиков этого проекта, возить за собой ракету надо было из-за возможного существования зловредных марсиан: оставишь ее без присмотра, еще и сопрут!
         Тем временем Королев переработал первоначальный проект "Н-1", увеличив ее грузоподъемность почти до ста тонн. Под эту цифру начал проектироваться новый, более тяжелый посадочный исследовательский комплекс (проект "Аэлита"). Теперь это был целый трех-звенный шестиколесный поезд с экипажем из трех человек (пилот-планетолог, врач-биолог и пилот-механик). "Поезд" был рассчитан на автономное движение в течение месяца со средней скоростью 12 км/час. Основным был жилой блок-лаборатория, к которому была прицеплена ракета возвращения с приспособлением для вертикального старта. Третьим в сцепке был ядерный энергоблок типа "Ромашка" мощностью 100 киловатт. Колеса "поезда" по одному из вариантов проекта имели диаметр четыре метра. После многочисленных проработок вес ракеты для возвращения удалось довести до 2,2 тонны.
         Существенные коррективы в разработку советских проектов посадочных марсианских модулей внес пролет мимо Марса американской автоматической станции "Маринер-4" в июле 1965 года. Ранее предполагалось, что давление марсианской атмосферы, по оптимистическим оценкам, достигает 85 миллибар, по пессимистическим - 25 миллибар. "Маринер" дал существенно меньшую цифру - всего 6 миллибар. А это означало коренной пересмотр концепции осуществления посадки на поверхность Марса.
         Скоропостижная смерть С.П. Королева в 1966 году, неудачи нескольких запусков ракеты "Н-1" и особенно ее взрыв во время старта в 1969 году, уничтоживший весь стартовый комплекс, поставили крест на пилотируемых лунных и марсианских программах. Пришлось возвращаться к старым испытанным, но гораздо менее мощным ракетным системам: королевской "семерке" со стартовой массой 300 тонн и челомеевскому "Протону" (600 тонн).
         А в 1971 году, когда Марс был на удачной, с точки зрения астронавигации, позиции, началась своего рода "марсианская гонка", в которой участвовали два советских аппарата "Марс-2" и "Марс-3" и американский "Маринер-9". На старте мы были первыми: "Марс-2" стартовал 19 мая, "Марс-3" - 28 мая, а "Маринер-9" - 30 мая. Советские аппараты весили примерно по 5 тонн, американский - в пять раз меньше. В итоге на финише "малыш" немного обогнал "тяжеловесов". Так, в ноябре 1971 года первый земной аппарат достиг Марса.
         Первым искусственным спутником Марса стал американский "Маринер-9". За время работы на орбите он передал 7.329 снимков поверхности планеты с разрешением до 100 метров. Впервые земляне увидели "вблизи" и оба спутника Марса.
         28 ноября 1971 года искусственным спутником стал "Марс-2", а 2 декабря - "Марс-3". У последнего, однако, имелось более сложное задание - он должен был осуществить мягкую посадку на поверхность планеты и передать информацию оттуда.
         В 16 часов 44 минуты по московскому времени спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции "Марс-3" на скорости 6 километров в секунду вошел в атмосферу планеты. Началось аэродинамическое торможение с помощью тормозного конуса. Когда скорость снизилась до сверхзвуковой, сработали пиропатроны, выбрасывающие вытяжной, а затем и основной парашюты. Сбросился уже ненужный конус. Скорость снижения упала до дозвуковой. На высоте 30 метров радиовысотомер включил тормозной двигатель мягкой посадки. Одновременно парашют увелся в сторону двигателем увода, чтобы купол не накрыл посадочный модуль. В общем, процедура очень похожа на ту, когда с транспортного самолета сбрасывают десантные самоходки, только все происходит в условиях в сотни раз менее плотной атмосферы.
         В 16 часов 50 минут пришел первый сигнал с поверхности Марса, но через несколько секунд пропал. Сохранилась лишь связь с орбитальной станцией. Причина прекращения связи со спускаемым аппаратом так и осталась невыясненной.
         Искусственные же спутники продолжали выполнять заданную программу исследований поверхности Красной планеты и ее атмосферы до августа 1972 года.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100