«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 27% |
б) быть цельным, универсальным, способным ориентировать человека во всем многообразии феноменов повседневной жизни;
в) иметь приверженцев, готовых убежденно и настойчиво внедрять его в общественное мнение.
В 90- годах в России таким мировоззрением могла стать только религия. Однако религиозный бум, по мнению Л.Митрохина возникает от стремления покончить с прежней идеологией. Поэтому большинство россиян, получив долгожданную возможность отвергнуть жесткую догматическую систему, часто не задумываются о конкретном вероисповедании, которое они готовы принять, предпочитая именовать себя "верующими вообще". Л.Митрохин приводит красноречивый факт: в 1992 г. "верующими" себя называли 40% населения. Но на вопрос, исполняют ли они обязательные церковные обряды (молитвы, регулярные посещения церкви и т.д.), положительно ответили только 10-14%. Поэтому многие из "верующих", зафиксированных в социологических опросах, являются скорее всего приверженцами различных эклектических систем: неоязыческих представлений, культа НЛО, астрологии.
Л.Воронцова, С.Филатов и Д.Фурман для описания эволюции массового сознания в современной России предлагают модель "маятника".Маятникообразный" характер движения от атеизма к религии они видят в духовной эволюции общества на протяжении относительно большого периода его истории. В модель "маятника" хорошо вписывается "симметричность" распространения новой религиозности в отдельных социальных слоях: оно идет теми же "социальными путями", какими раньше происходило ее отступление и шло наступление атеизма. Новое, обратное движение к религиозности осуществляется прежде всего через молодежь.
С 1990 по 1992 г. рост религиозности происходил во всех возрастных группах, но при этом сохранялись два возрастных "пика": у молодых людей и у пожилых (старше 60 лет). Такой вывод хорошо согласуется с выводом Л.Новиковой о том, что к религиозной вере наиболее активно обращаются самые социально незащищенные группы населения. Авторы приходят к выводу, что нынешнее мировоззрение россиян эклектическое, оно сочетает логически не связанные между собой элементы: веру в науку и прогресс и некую неопределенную веру в Бога. Особую роль в нем играют квази- и паранаучные, квази- и парарелигиозные мифологемы, что вполне естественно, ибо само это мировоззрение квазинаучно и квазирелигиозно. Так, вера в некоторые мифологемы распространена значительно больше, чем вера в Бога.
Верующих в Бога - 43%, а в "похищение биоэнергии" - 67, в астрологию - 56%. В аморфной массе квазирелигиозных верований идет постоянное "броуновское движение". Появляются и исчезают культы тех или иных учителей или святых старцев "с сильным биополем". Сфера этой мировоззренческой неопределенности, эклектизма растет и, судя по всему, будет расти и дальше.
В молодежной среде широко распространены мистические верования, не оформившиеся в четкую религиозную веру. При этом понятие бога весьма размыто.Для молодежи скорее характерно квазирелигиозное сознание и вера в магию. С начала 90-х годов в России наблюдается бум магического целительства. Рынок "магических услуг" формировался, с одной стороны, за счет огромного спроса на такие услуги, стихийно возникшего в России в связи с исчезновением официальной идеологии, а, с другой стороны, за счет весьма интересных и многообещающих предложений новоявленных магов и целителей, распространяемых через средства массовой информации. Весьма показательны история возникновения и социальная структура одной общественной организации, которая имела прямое отношение к магии.
В 1990 г. в России была создана общественная организация, получившая название Российское магическое братство (РОМБ). РОМБ был официально зарегистрирован в Москве как филиал Международного братства магов - Магический круг России N 288 (The International Brotherhood of Magicians, Ring of Russia 288). Инициатором его создания выступил президент Международного братства магов Энтони Шелли (Англия). За рубежом эта общественная организация объединяет в основном сценических магов-иллюзионистов, наподобие Дэвида Копперфильда. Но в нашей стране в нее принимали всех желающих. За первые четыре года существования организации открылись пять ее региональных отделений: смоленское, воркутинское, кемеровское, пензенское и саратовское.
В 1994 г. в РОМБе зарегистрировано 1025 человек, а в 1996 г. - 1340. Очевидно, положение устава, делающее вступление в РОМБ предельно простым (требовалась лишь рекомендация двух его членов), сделало организацию достаточно массовой. Основная цель создания РОМБа, провозглашенная в его уставе, - всемерное развитие магии как синтеза науки и культуры, просветительская и образовательная работа, тестирование и экспертиза паранормальных явлений. РОМБ провел два съезда - в 1991 и 1993 гг. Каждый вступавший в Российское магическое братство заполнял анкету, в которой в произвольной форме отвечал на ряд вопросов. Анализ анкет выявляет динамику изменения количественного состава организации, ее социальный состав, образовательный уровень и возраст ее членов, магические направления, привлекающие вступающих в Братство, мотивы обращения к магическим практикам и уровень владения магическими технологиями кандидатов в члены РОМБа.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||