«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
Прочитано: 57% |
Подписывая "генеральные соглашения", единоверцы из "оборонки" тем не менее, на всякий случай, произносили вслух:
- Неужели все так просто? Почему же до вас никто до этого не додумался?
И в тот момент лицо Щукина преображалось, обнаруживая в нем не простачка, а мудрого политика и стратега:
- Конечно, просто, но без наших "ноу-хау" в таком новом деле обойтись невозможно! Мы как раз сейчас все наши уникальные идеи и технические решения патентуем...
Стратегическим же партнером Щукина является Саратовский авиазавод, в жесткой связке с которым Лев Николаевич к концу 1992 года доводит дело и до изготовления летающей модели своего аппарата, который привозит в Париж, на очередной Международный авиакосмический салон 1993 года и изумляет миллионы французов и сотни тысяч туристов со всего света незабываемым зрелищем полета и маневров своего творения в парижском небе.
Едва салон заканчивает работу, в Подлипки, к Щукину со всех континентов поток деловых людей, которые расточали комплименты и соблазняли Льва Николаевича раем на Западе.
Но Щукин тверд в своих убеждениях Родину не покидать и просит гостей "не отвлекаться на пустяки", а сосредоточиться на планах совместных работ". По поводу же своих "ноу-хау" рассказывает в самом общем виде:
- Мы используем систему динамической струйной стабилизации аппарата на режимах взлета и посадки, а также систему управления течением воздуха вблизи его поверхности, обеспечивающее его безотрывное обтекание. Ну и еще кое-что в интересах повышения надежности... И для полноты информации потенциальных спонсоров называл характеристики "первого промышленного образца", создание которого имеет все предпосылки, за исключением финансирования:
- Крейсерская скорость - до 70 км/час, "потолок" - 11 км, дальность - за 8 тыс. км. Ну а что касается грузоподъемности, то с ней ситуация такая: чем крупнее сам аппарат, - тем он экономичнее!
Однако из-за отсутствия финансирования с полгода концерн "ЭКИП" оставался без зарплаты, а следовательно, и без движения вперед. Кооперация концерна, которой Щукин особенно гордился, в момент рассыпалась, обрубив все концы. Молодые таланты, собранные Щукиным по всей стране, потянулись за рубеж. А западные партнеры, поняв, что дело - швах, и наступил момент хватания того, что плохо лежит, вычленили из погибшей кооперации единственное оставшееся на плаву звено - Саратовский авиазавод, уже высадили в Поволжье десант с намерением закрепиться там всерьез и надолго...
- Впервые я встретил Щукина на МАКСе-93, - вспоминает кандидат наук Евгений Старков, - около стенда концерна. Увидев на плакатах его аппараты, завел разговор об использовании в них и моих собственных разработок.
Помню, он тогда, раззадорившись, вскричал: "Понимаешь, если нас поддержит государство, мы ему дадим такой "тяжеловоз", на котором по небу за один полет куда угодно можно будет доставить целую танковую дивизию. Представляешь?!"
Тогда же посетовал, что немцы сманили у него с фирмы группу молодых талантов: "Я бы их, конечно, удержал, да как это сделать, если их кормить нечем?!"
В 1997 году написал статью, в которой нашлось место и для "ЭКИПа". Ее загнали в ЦАГИ на рецензию. И нарвался на блокировку под подлым предлогом: "Статью берем, если из нее будет выкинуто упоминание об "ЭКИПе" - явно бесперспективном аппарате..."
Щукин мне говорил неоднократно: "Ну ничего: мы еще с тобой такие аппараты создадим, на которых не стыдно будет и в космос полететь!"
А в середине нынешнего года узнаю случайно, что еще годом раньше Льва Николаевича не стало... И это - в какие-то 50 лет от роду! Мне намекали его сотрудники о странных обстоятельствах его кончины, но детали мне, сам понимаешь, остались неизвестными...
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
| ||||||||