Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Йети - это существительное

"Губернские вести", 17.10.2003, Киров, n80, стр. 1,21

Автор: Альберт Беркутов


         В вятских лесах водится не только дичь. Но и некие существа человекоподобного типа, которых принято называть "снежными людьми". Кто они: реликтовый вид приматов, тупиковая ветвь эволюции человека? Или люди, оставившие жестокий и суетный мир, слившиеся с природой и живущие по звериным законам?
         - Куда нужно ехать, чтобы снять фильм о "снежном человеке"?
         - В вятские леса. Там живут несколько семей йети.
         Такой диалог произошел между корреспондентом одной центральной газеты и Дмитрием Баяновым, московским ученым-криптозоологом, только что вернувшимся из Калифорнии с международной конференции, посвященной "жизни и деятельности" бигфута (еще одно название "снежного человека").
         На днях господина Баянова ждали в вятских лесах. А точнее, в Кирове, куда он собрался приехать, чтобы предпринять совместно с нашими местными учеными вылазку в вятские леса. И вот здесь начинается мистика. Баянов где-то по дороге... пропал. Телефоны молчат: и московский, и сотовый. А пока столичный ученый не обнаружился, мы поинтересовались у его кировских коллег: а действительно ли в вятских лесах живут "снежные люди"? И вот что услышали.
         Рассказывает эколог Андрей Чемоданов:
         - Когда я был студентом, тоже было это поветрие: все гонялись за "снежным человеком" в горах Памира, Тянь-Шаня, в Гималаях. Пресса не отставала от ученых, и даже "Комсомолка" снаряжала свои экспедиции. Мы с другом тоже им написали, скорее из шалости, предложили свои услуги: мол, мы возьмем свои ружья и капканы и предоставим вам йети в живом или законсервированном виде. Нас вежливо поблагодарили, но с собой не взяли. И с тех пор я вообще всерьез не относился к теме "снежного человека".
         Всерьез для меня все началось два года назад. Я тогда работал в природоохранных органах, и пришел ко мне один очень колоритный человек, Валерий Иванович Сергеев. И стал рассказывать о том, что был знаком с семьей "снежных людей".
         А надо сказать, что я, вообще говоря, ни в какую "чертовщину" не верю. Стараюсь уходить от разговоров про "тонкие" и "толстые" миры, кикимор, леших, НЛО. Я вообще материалист и прагматик: чтобы поверить во что-то, мне надо потрогать это самое руками. Конечно, я не отрицаю, что есть какие-то вещи и явления, с которыми я не знаком, но уж так в моей жизни сложилось, что я всему ищу логическое обоснование.
         И здесь я бы, возможно, не обратил внимания на слова этого человека (мало ли странных людей ходит), но два обстоятельства заставили меня прислушаться. Во-первых, он был не просто "с улицы", а на протяжении многих лет работал охотоведом по Верхошижемскому району, т. е. состоял на "государевой службе". А во-вторых, он рассказывал все с такими подробностями, которые выдумать сложновато. Обычный человек на эти детали, может быть, не обратит внимания, но для биолога они вполне говорящие.
         Например, он рассказывал о том, что эти существа всеядные, как свиньи. Созревают овсы - они в овсы выходят, поспевает черника - черникой лакомятся, зимой, когда подножного корма нет, не брезгуют и осиновой корой, подрезая ее по-особенному, не как лоси. Кстати, рассказывал, как их пирожками с повидлом кормил и кукурузными палочками (он говорил, что это их любимая пища). Я спросил, как они переговариваются. Он сказал - свистом. Рассказывал, как однажды в черничнике йети кинули в него палку, пытаясь его прогнать.
         Детали в рассказах Сергеева в целом совпадали с теми данными (об особенностях поведения этих существ, об их суточной активности), которые у меня имелись. Например, он говорил, что у йети, как и у человека, который ночью спит, днем ходит на работу и питается в среднем по три раза в день, есть свой жизненный ритм. Максимальную активность они проявляют в период сумерек, и их деятельность связана, главным образом, с добыванием пищи. При этом они перемещаются на достаточно большие расстояния. Если, скажем, лоси в периоды своей суточной активности способны преодолеть 20-30 километров, то эти существа запросто покрывают такие же расстояния.
         Сергеев добивался одного: чтобы верхошижемским лесам, для сохранения популяции йети, придали статус заповедника, ограничили там вырубки. Но я-то знаю, насколько это долгая и мучительная процедура, ведь решение принимается Федеральным правительством, иногда все растягивается на несколько лет. Я не хотел его огорчать и сказал ему: ваши рассказы к делу не пришьешь, собирайте документальные подтверждения.
         И так я его "футболил" около года. Не потому, что я такой злодей, просто я очень хорошо понимал, что реальных возможностей помочь ему у меня нет. Да и, честно говоря, мне как-то все равно не верилось, что все это правда - уж слишком оно отдавало чудесами. Он звал меня с собой, говорил, что покажет и докажет.
         А вскоре приехала группа криптозоологов из Москвы под предводительством Бурцева. С ними был один журналист, очень падкий до сенсаций. И они "взяли меня за горло".
         6 июня 2002 года мы все вместе отправились "на вылазку" в верхошижемские леса. С нами был еще егерь, такой здравомыслящий, спокойный, ни в Бога, ни в черта не верил, а в "снежных людей" тем более.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100