Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 0% |
В сентябре прошлого года Земля столкнулась с кометой. Только этого почти никто не заметил. Ученые утверждают, что к 2008 году они смогут контролировать 90% астероидов и комет, опасных для Земли. Однако 90% - это не 100...
По данным статистики, вероятность быть задавленным упавшим с неба метеоритом составляет примерно 1 случай на 20.000. Примерно такова же вероятность погибнуть под колесами автомобиля. Однако машины ежедневно давят по миру сотни и тысячи людей, а вот о гибели человека вследствие падения космического гостя особо ничего не слышно. Может, статистика ошиблась?
Никакой ошибки нет. Статистика относится к числу точных наук, и ошибаться не в ее правилах. Тут дело в качественных отличиях. В результате автомобильной аварии гибнет один, реже - два, еще реже - три человека. А крупное небесное тело, почтившее нашу планету своим посещением, вполне может "забрать с собой" и тысячу, и десять тысяч, и миллион человеческих жизней.
Если бы Витимское небесное тело чуть-чуть, буквально на пять часов, задержалось со своим падением, удар мог бы прийтись на Петербург.
В конце сентября прошлого года пресс-службой ВВС США было обнародовано сообщение, в котором говорилось о том, что американский спутник-шпион в 16 часов 48 минут 56 секунд (01.48.58 ночи по местному времени) 24 сентября (уже 25-го) зафиксировал в районе города Бодайбо (Сибирь) падение болида. Спутник "поймал" его в точке с координатами 57,91 градуса северной широты и 112,90 градуса восточной долготы на высоте 62 километров и сопровождал до потери в точке с координатами 58,21 N - 113,46 E. В момент потери высота полета объекта составляла примерно 30 километров. Вскоре после этого произошел взрыв. Величина выделившейся в результате взрыва энергии составила, по данным спутника, 8,6Е11 джоулей.
8,6Е11 джоулей - это в пересчете на более привычный для нас тротиловый эквивалент примерно 205 килотонн. Или 10 Нагасак. Конечно, это несколько меньше, чем 20 мегатонн тунгусского взрыва, но для города с населением в несколько миллионов жителей хватило бы вполне.
Кстати, коли уж мы вспомнили о реке Тунгуске, то надо заметить, что от нее до Бодайбо примерно 500 километров. Если представить Землю в виде стандартной 10-сантиметровой мишени, то расстояние между этими двумя точками составит 2,5 мм. Снайперская точность.
Первоначально упавшее тело получило название Бодайбинского, но потом от этого имени пришлось отказаться, так как оно уже фигурировало в списке крупных космических пришельцев: его получил железный метеорит весом 15,9 кг, найденный в Сибири в 1907 году. И объект быстро переименовали в Витимский по названию реки, в районе которой его "поймал" спутник-шпион. И с "метеоритом" решили обождать. Так что в истории астрономии он числится пока как Витимское небесное тело. По мощности оно уже сейчас вышло на второе (после Тунгусского) место, обойдя знаменитый Сихотэ-Алинский метеорит 1947 года. Кроме взрыва падение болида сопровождалось еще и удивительным явлением электрической самоиндукции.
К этому надо добавить, что в электрической цепи не только выключатель был выключен, в ней вообще не было электричества: в ту ночь на электростанции проводились профилактические работы, и она вообще была отключена. Поселок сидел без света, однако почти все свидетели рассказывают, что во время пролета болида лампочки в их домах загорелись, а на деревянных столбах возникли шары, более известные морякам как "огни святого Эльма". Пока остается только догадываться, какой энергией и массой должен был обладать объект для того, чтобы, пролетая в 100 километрах от поселка, создать магнитное поле, которое заставило, хоть и вполнакала, засветиться местные лампочки.
Л.А. Кулик впервые исследовал место тунгусской катастрофы в 1927 году, через 19 лет после взрыва. Группа ученых Всероссийского научно-исследовательского объединения "Космопоиск", действовавшая в рамках программы Комитета по метеоритам РАН по изучению падения метеоритов, обнаружила эпицентр витимского взрыва менее чем через год. Надо сразу заметить, что, несмотря на солидное прикрытие, группа никем и ничем, кроме собственных сбережений, не финансировалась. Люди сами покупали билеты, сами запасались продуктами, искали снаряжение, аппаратуру и прочее. С руководителем группы Вадимом Чернобровом мы встретились почти сразу по возвращении его из экспедиции, главным итогом которой стала четкая уверенность, что виновником взрыва был вовсе не метеорит. По словам Вадима, скорее всего, в ночь с 24 на 25 сентября 2002 года Земля "встретилась" с небольшой ледяной кометой.
- Вадим, ваша экспедиция началась спустя полгода после падения Витимского тела. До вас его никто не искал?
- Искали. Было четыре попытки его найти. Самая первая принадлежит группе из Бодайбо во главе с руководителем местного штаба ГО и ЧС Сергеем Месяцевым, но они искали его значительно восточнее, чем следовало. Люди были убеждены, что метеорит упал в треугольнике: поселок Балахнинский - поселок Васильевский - высота 1298. Эта уверенность базировалась на том, что через день после взрыва в этом районе потерпел аварию самолет "АН-2", который вылетел на северо-восток и летел вдоль трассы Бодайбо - Кропоткин. Как сказали нам местные жители, "тот НЛО, что упал здесь, магнитным полем и сбил самолет".
- Люди-то хоть живы остались?
- Да, там все без жертв обошлось, но самолет сгорел и восстановлению не подлежит. Потом было еще несколько попыток, которые закончились с тем же результатом. Две группы приезжали в поселок Мама и со стороны Мамы собирали данные, но в тайгу они углублялись очень недалеко.
Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||