Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 0% |
О биографии Льва Давидовича Термена (1896-1993) сосуществуют, казалось бы, несовместимые события. Консерваторское образование и служба в КГБ. Свой бизнес в Америке и проект оживления Ленина. Шпионаж в пользу СССР и мучения в магаданских лагерях. Создание первого в мире телевизора и прозябание в старой московской коммуналке...
Уже в детстве Лев Термен отличался необыкновенными способностями. В два года научился читать, в три изучал энциклопедический словарь. Отец покупал инструменты у петербургских старьевщиков, и сын увлеченно мастерил с их помощью различные технические конструкции. Тогда же родители стали приобщать его к музыке. Поступив в гимназию, Лев обнаружил незаурядные способности к физике.
Он занимался языками - французским и немецким, пел в гимназическом хоре, брал уроки игры на виолончели у консерваторского профессора - хорошего знакомого родителей. И, еще будучи гимназистом, поступил в Петербургскую консерваторию, в класс виолончели. А после окончания гимназии учился на физико-математическом факультете Петроградского университета сразу по двум специальностям - физике и астрономии. Это было в 1914 году, когда Петербург переименовали в Петроград. Лев прошел курс за три года и в 1917 году окончил университет, а годом раньше - консерваторию. Затем поступил на физико-технический факультет Политехнического института, который закончил в 1926 году. Кроме того, Термен получил и военно-техническое образование, став таким образом человеком с четырьмя высшими образованиями!
В 1920 году Термена пригласил на работу профессор А.Ф.Иоффе в созданный им в Петрограде Физико-технический институт. Льву Давидовичу выделили несколько лаборантов и огромную комнату с четырнадцатью окнами на третьем этаже. Тематика лаборатории - радиосигнализация и радиоизмерения.
...Длинные тонкие пальцы экспериментатора, привыкшие к грифу виолончели, приближаются к металлическому штырю, меняя таким образом емкость конденсатора в схеме прибора. И прибор реагирует на это изменением высоты звука, раздающегося из динамика. Значит, можно, варьируя расстояние между рукой и штырем, исполнять различные мелодии! Термен пробует покачивать пальцами, как при игре на виолончели - хорошо известный музыкантам-струнникам прием "вибрато", - и голос инструмента приобретает живость и теплоту!
"Замечательно, Лев Давидович! Электронный плач Орфея!" - профессор Иоффе, оказывается, уже давно наблюдал за манипуляциями Термена. В течение нескольких месяцев изобретатель существенно усовершенствовал свой инструмент, который впоследствии получил название "терменвокс" - "голос Термена". В 1921 году Лев Давидович продемонстрировал свое детище на VIII Всероссийском электротехническом съезде в Москве. Вибрирующий электрический голос с огромным успехом выводил мелодии Чайковского, Глинки, Сен-Санса, русские романсы и песни... Участник съезда А. М. Николаев, занимавший важный пост в правительстве, рассказал об "электрическом концерте" Ленину, и Термена пригласили в Кремль. Лев Давидович показал вождю свои разработки по охранной сигнализации и затем сел за "терменвокс". Ему аккомпанировала на пианино секретарь Ленина Л. А. Фотиева. Когда зазвучал "Жаворонок" Глинки, Ленин попросил разрешения дать ему самому попробовать доиграть мелодию, и это ему удалось!
После концерта Термен долго разговаривал с Лениным и получил его поддержку. С этого момента началось триумфальное шествие "терменвокса" и его создателя по всему миру. Физик-музыкант дал около 180 концертов в различных городах Советского Союза, а с 1927 года начались зарубежные турне: Германия, Франция, Англия, США. Всюду - аншлаги, гром аплодисментов, море цветов. Одна из берлинских газет писала: "Лев Термен превзошел самого Льва Троцкого - он совершил мировую революцию в музыке"
Тема дипломной работы Термена при окончании Политехнического института называлась "Устройство электрического дальновидения". Это был прототип современного телевизора! И хотя в нем использовалась электромеханическая развертка с проекционным экраном, скупой на похвалы Иоффе назвал это изобретение одним коротким словом: "Сенсация!".
Об этой работе доложили К.Е.Ворошилову, и она сразу же была засекречена. Вопреки замыслу Термена, рассчитывавшего использовать свой телевизор в интересах миллионов зрителей, прибор решили применить в военном деле для охраны границ. Первая демонстрация аппаратуры проходила в здании Наркомата по военным и морским делам. Перед приемным экраном в кабинете наркома сидели Сталин, Тухачевский, Орджоникидзе и Буденный. Сталин был восхищен чудо-экраном, передал Термену устную благодарность и распорядился наградить его... талонами на богатый гастрономический набор в "закрытом" магазине!
В 1929 году Термена командировали в США. Начался почти десятилетний период его заокеанской жизни. Лев Давидович возглавил там советско-американскую компанию по производству электромузыкальных инструментов. В Нью-Йорке Термен арендовал дом, где оборудовал свою квартиру, студию и лабораторию, и стал очень богатым человеком - за концерты ему платили десятки тысяч долларов. Неиссякаемым потоком шли заказы на "терменвоксы", и вскоре на личном банковском счету Термена уже числилось три миллиона долларов! Новоявленный миллионер завел знакомства с Фордом, Рокфеллером, Дюпоном. В нью-йоркской студии он открыл школу обучения игре на "терменвоксе", а кроме того, изготовил чрезвычайно любопытный "танцевальный инструмент", основанный на оригинальной модификации принципа "терменвокса" - звук изменялся в зависимости от положения тела человека, танцующего на специальной платформе. Этот инструмент вызвал восторг у Сергея Эйзенштейна. На концерты Термена и в его студию приходили Джордж Гершвин, Морис Равель, Яша Хейфец, Иегуди Менухин, Бернард Шоу... Чарли Чаплин заказал "терменвоксы" для кино. По просьбе выдающегося дирижера Леопольда Стоковского Термен изготовил специальный инструмент с дополнительным регистром для солистки его оркестра Клары Рокмор...
Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||