«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 47% |
- Вы готовились к полету на Луну?..
- Да, у нас была группа, во главе с Алексеем Леоновым, который первым вышел из корабля в космос. В группу входил и я. Мы могли облететь Луну как минимум на год раньше американцев. Но перед тем как запускать туда человека, руководство решило произвести два запуска в автоматическом режиме. Один корабль слетал, облетел Луну и вернулся к Земле. А сажать его надо, погасив перед этим вторую космическую скорость - 11,2 километра в секунду, по траектории под углом, равным одной минуте. Очень маленький угол! И если чуть-чуть ошибешься, и он будет еще меньше, корабль, как плоский камушек по воде, пошлепает по касательной об атмосферу и уйдет в открытый космос. А чуть круче траектория спуска - корабль перегреется в плотных слоях, а из космонавтов хорошее барбекю получится, да еще куда-нибудь в Индийский океан эта жаровня грохнется. Словом, только один корабль сел нормально. Ой, как обидно! А ведь мы были готовы!
Наблюдали мы это безобразие в Евпатории на командном пункте, откуда осуществлялось управление полетами на Луну. Спрашиваю главного конструктора ракеты Василия Мишина: "Василий Павлович, а если бы я находился в корабле, все было бы нормально?" - "Конечно, - сказал Мишин. - Ты вмешался бы в действия автоматики и сел..."
Мы и письмо в правительство писали, Брежневу: дескать, готовы рискнуть, разрешите!
Поняв, что облета Луны с нашим участием не будет, мы поставили на корабле, летящем туда, перемычку между приемником и передатчиком. Когда корабль облетал ночное светило, я заговорил из Евпатории: "Докладываю: полет нормальный, приближаемся к поверхности, разрешите посадочный режим..." И благодаря той перемычке передатчик транслировал эту чушь дальше, во Вселенную. Через три секунды мы услышали мой голос оттуда. Но его услышали и американцы. Мы же друг друга пасли, и даже голоса космонавтов знали. Тогдашний президент США позвонил своему советнику по космосу: "Почему Попович говорит с Луны?" А тот, мол, айн момент, мистер президент, щас разберемся. Словом, переполоху мы наделали. А когда разобрались, в чем дело, американцы назвали меня космическим хулиганом.
Жаль, конечно, что не удалось там побывать. А ведь наша программа "Л-2" предусматривала, в отличие от американской, прямой полет и посадку на Луну на одном и том же корабле, без промежуточного лунного корабля-модуля. И ракета Н-1 для этого у нас была мощнейшая, могла вывести на орбиту груз весом до 120 тонн - такой ракеты не было ни у кого. Но первые две взорвались на старте. Пока разбирались, Луну облетели американцы. Наши прикинули, что уже нечего догонять. И перебросили все силы на орбитальные станции, освоение околоземного пространства.
Да-а. Были дела. Слушай, что это мы с тобой сидим как-то так... Давай по рюмке!
- Павел Романович, вы дружили с Юрием Гагариным, и вас тоже, естественно, волнует тайна его гибели.
- Выключи диктофон.
- Ну Па-ал Романыч! Это же...
- А я говорю - выключи!
- Ладно, не будем вашу версию, давайте рассмотрим другие. Например, насчет того, что Гагарин и Серегин были выпивши и попали в струю другого самолета, что после травмы головы Юрию Алексеевичу вообще нельзя было летать, что у них разгерметизировалась кабина... А в Звездном довелось даже услышать, что Владимир Серегин, мягко говоря, не был мастером полетов в сложных метеоусловиях...
- Все это чушь собачья. Если бы Серегин был плохим летчиком, он еще с войны не вернулся бы, не стал Героем. Насчет пьянки - докладываю: Серегин не пил, здоровье берег. Только на Новый год и в День Победы мог выпить фужер шампанского. Но даже если бы они с Юрой вдруг и захотели накануне употребить - перед полетом их проверяли врач отряда и врач полка. У нас существовало такое негласное правило (все ведь живые люди!): врач унюхал от тебя перегар - и все, мол, Юрий Алексеевич или Пал Романыч, у нас сегодня ОРЗ, идите лечитесь... Иначе, не дай Бог, летчик гробанется и в его крови обнаружат следы алкоголя - врачу тюрьма. Да и мы врачей подставлять не могли. Любили повеселиться, не скрою. Но не перед полетами.
Теперь о струе. Господи, да любой летчик, идя на перехват другого самолета, практически всегда попадает в этот след. Да, управляемость ухудшается. Твой самолет может даже перевернуться. И на высоте 200 метров даже в ящик сыграть можно. Но летели же они на 4200! И с такой высоты свалились. Почему? У них было время принять меры. И на 2500 катапультироваться, если, скажем, двигатель не запускался. Тут мог встать другой вопрос: по технологии первым катапультироваться должен был сидящий сзади Серегин, потому что, если первым распахнется фонарь Гагарина, то ударит по второму фонарю и его может заклинить. Но мог ли Серегин покинуть Гагарина в терпящей бедствие машине? Нет, конечно.
Версия насчет разгерметизации кабины тоже не выдерживает критики. На высоте 4200 разгерметизация не страшна, мы летали на таких высотах без кислородных масок, там воздуха еще хватает и атмосферное давление вполне сносное. К тому же техническая экспертиза установила, что самолет был исправен!
Я думаю, и этой версии придерживаются практически все исследователи, что оба летчика потеряли сознание и самолет оказался неуправляемым. Вопрос: почему два здоровых мужика, прошедших предполетный медосмотр, вдруг потеряли сознание?
А теперь выключи, пожалуйста, диктофон. Пойми, у меня на руках доказательств нет! И я в свое время крепко получил за мою версию по голове, хотя убежден, что это был теракт. Ну что стоит установить в кабине малюсенькую фигнюшку с газом или прочей дрянью, от которой, сработай она, оба летчика вырубаются!
- От кого же вы получили по голове!
- Как от кого! От тех, кто организовал... Думаю, что эта тайна, подобно тайне смерти Наполеона, будет обнародована лет через сто. Всему свое время. Поэтому извини. Вопрос закрыт.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||