«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 51%

Потери советской авиации


         Теряли самолеты в годы "холодной войны" и мы. В этом черном списке их значится 14. Правда, американская сторона, насколько нам известно, признает только два сбитых ими советских самолета. Это бомбардировщик "А-20Ж" "Бостон" (полученный по ленд-лизу от США в 1944 г.), сбитый 4 сентября 1950 г. в районе острова Хайон-дао палубными истребителями с американского авианосца "Воллей Родж" (останки одного из летчиков лейтенанта Мишина, нам вернули в 1956 г.). И безоружный, переделанный в пассажирский "Ил-12", следовавший из Порт-Артура во Владивосток, и уничтоженный истребителями американских ВВС 27 июля 1953 г. - в день окончания войны на Корейском полуострове (на борту находился 21 человек, включая членов экипажа; урны с их прахом 18 декабря 1953 г. были преданы земле в сквере на остановке "Дальзаводская" во Владивостоке).
         Причастность к гибели остальных наших самолетов американцы отрицают, поэтому о их судьбе и по сей день ничего не известно. Назовем некоторые из них. 15 июля 1964 г., отслеживая действия авианосной ударной группы ВМС США в 200 милях к востоку от Японии, пропал наш "Ту-16Р". 25 мая 1968 г. другой "Ту-16Р", выполняя разведполет в районе нахождения американской авианосной ударной группы в Норвежском море, внезапно загорелся и рухнул в воду. Янки обнаружили тела трех пилотов из семи и передали их на советский боевой корабль. 10 января 1978 г. в районе Японских островов сгинул в неизвестности советский самолет "Ту-95РЦ" со всем экипажем...

Ракеты открыли счет...


         Но если периодически нам удавалось-таки сбивать обычные самолеты ВВС США, то "достать" американский "призрак" - новый самолет-разведчик "У-2" фирмы "Локхид" (строились с 1956 г.) с малой отражающей поверхностью и потолком высоты полета 20-25 км - мы не могли ("МиГ-19" выше 17,5 км подняться не мог, не было и таких ракет). А "У-2" тем временем совершенно безнаказанно совершал полеты практически над всей территорией Советского Союза, в т.ч. над Москвой и Ленинградом (оборона которых считалась одной из самых надежных в мире), собирая необходимую развединформацию.
         В рамках секретной разведывательной программы "Моби-дик" спецслужбы США запускали в советское воздушное пространство и специальные высотные баллоны-аэростаты, оснащенные автоматическими фотокамерами и прочей шпионской техникой, которые пилоты как СССР, так и США зачастую принимали за НЛО. В 1957 г. наши зенитчики на Курилах обнаружили такой аэростат и даже открыли огонь, но безрезультатно - цель была на слишком большой высоте.
         Но всему когда-то бывает предел. И мы, наконец, "вдарили". Хотя некоторые наши авиаконструкторы, да и другие ученые мужи, не могли долго поверить, что на такой немыслимой высоте мог часами "висеть" самолет, а посему склонялись к мысли, как и летчики, что это скорее всего НЛО.
         События 1 мая 1960 г. продемонстрировали, что аномальные явления или какая-либо чертовщина в данном случае были ни при чем. В этот день в районе промышленного Свердловска (ныне Екатеринбург), напичканного оборонными предприятиями, объявился на своей недосягаемой высоте самолет-шпион ВВС США "У-2", который пилотировал летчик Френсис Гарри Пауэрс. Наши зенитчики ракетой нового комплекса "С-75", наконец, без особого труда "достали" его. Самолет рухнул на землю. Пилот же, вместо того чтобы покончить с жизнью, как ему было велено по инструкции, предпочел катапультироваться и сдаться на милость победителей. Правда, наши зенитчики тогда завалили и еще один самолет. Свой. По ошибке. Летчика Сафронова посмертно наградили орденом закрытым указом. А вдове погибшего капитана велели не распространяться о том, что случилось с мужем.
         Пауэрса судили и посадили, правда, ненадолго. Вскоре его обменяли на нашего разведчика полковника Рудольфа Абеля (Фишера), схваченного в США еще в 1957 г.
         А спустя два месяца, 1 июля 1960 г., над Балтикой мы сбили еще одного воздушного шпиона - самолет "РВ-47", экипаж которого не захотел подчиниться и сесть на наш аэродром. Один член экипажа при этом погиб, двое других - лейтенанты ВВС США Д. Маккоун и Ф. Олмстед - были захвачены в плен, их впоследствии вернули на родину.
         Так в начале 60-х гг. было закрыто воздушное пространство нашей Родины. Пока его в мае 1987 г. не раскупорил немецкий пилот-любитель 19-летний Матиас Руст, который на День пограничника сел на своей легкомоторной "Сессне" прямо на... Красной площади Москвы. Среди военно-политического руководства СССР был шок. Это было гораздо больше, чем позор...
         Последний случай противостояния в воздухе периода "холодной войны", по нашим данным, произошло в том же 1987 г. 13 сентября. НАТО проводило военно-морские учения по соседству с нашими северными границами. Понятно, что мы следили за ними, они - за нами. Обычное дело в таких случаях. Когда наш истребитель "Су-27" по приказу совершил учебный перехват норвежского патрульного самолета "Р-3" "Орион" и стал вести его над нейтральными водами Баренцева моря, норвежец попытался специальным маневром не только отделаться от советской "Сушки", но и наказать ее пилота. Но он не учел уникальные технические возможности "Су-27" и в итоге "Орион" пострадал сам, задев винтом концовку киля нашего самолета. Винт норвежца посыпался, поразив осколками крыло и фюзеляж "Ориона", который, задымив и дав сигнал бедствия, едва дотянул до своей базы...
         И был дипломатический скандал. Нашего летчика обвинили в "самодеятельности" и примерно наказали в назидание другим - набирала обороты горбачевская эпоха "нового мышления", когда сдавалась одна за другой с таким трудом завоеванные позиции на милость США и резко стали меняться политические приоритеты, в результате чего потенциальный противник стал "партнером".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100