Оглавление | Каталог библиотеки
Прочитано: 0% |
Дисколеты, удивительно похожие на "классические НЛО", пытались строить и в США, и в СССР
Продолжая серию публикаций об НЛО ("КП" от 16 и 30 января с. г.), мы огласили фантастическую на первый взгляд версию происхождения "летающих тарелок". Якобы в нацистской Германии шли активные работы по строительству дисколетов. Но если эту информацию еще можно подвергнуть сомнению, то никто не отрицает следующий факт: в США свою "летающую тарелку" все-таки построили! А СССР пытался сделать это!
- Вы случайно не американский шпион? - таким вопросом ошарашил меня при встрече Юрий Ишков, автор самого оригинального проекта строительства отечественного дисколета. - А иначе зачем вы интересуетесь историей двадцатилетней давности? Нет великой империи - и нет великих проектов. Чтобы сейчас построить термоплан, надо покупать компоненты на Западе. У нас же все производство, способное обеспечить такой проект, уничтожено!
Термоплан - сверхтяжелый аэростатический летательный аппарат, задуманный в начале 80-х для транспортировки больших грузов на дальние расстояния. Внешне он представляет собой огромный диск (диаметром от 140 до 320 м в зависимости от модификации) с подвешенной снизу гондолой. Внутри диск разделен на два отсека. Первый заполняется гелием или водородом, второй - горячими выхлопными газами от работающих двигателей. Экипаж (от 12 до 24 человек), регулируя поступление газов, контролирует скорость подъема и спуска аппарата и его перемещение в воздухе. Предполагалось, что термоплан сможет летать на расстояния до 8000 км, развивая максимальную скорость 180-250 км/час, и перевозить от 100 до 2000 тонн груза, либо от 650 до 10.000 человек (чем больше диаметр диска, тем больше и работоспособность машины).
- Термопланы были бы полезны, к примеру, для суперблочного строительства в регионах Сибири и Дальнего Востока, - рассказывает Юрий Григорьевич. - Подсчитано, что экономичность термоплана, например, с нагрузкой 600 т, в пять раз лучше, чем для самолета "Боинг-747". А по экономичности он равен железной дороге в районе БАМа! Кстати, этим проектом серьезно интересовался Святослав Федоров. Офтальмолог рассчитывал с помощью термопланов доставлять свои клиники туда, куда не доехать и не доплыть.
Программы применения термопланов неоднократно получали медали ВВЦ СССР и "Международного салона промышленных изобретений". Но, увы, из-за недостаточного финансирования работы были свернуты. Лишь в 1991 году на Ульяновском авиазаводе был продемонстрирован заказчикам технологический образец - "тарелка" диаметром 40 и высотой 16 метров, - который не мог летать по определению, но произвел на всех сильное впечатление.
Об изобретении двадцатилетней давности Юрий Ишков говорит с неохотой. Чувствуется, ему больно вспоминать прошлое. И все-таки я не удержался, чтобы не задать вопрос:
- Так почему же вы своему аппарату дали форму диска?
- Я НЛО никогда не встречал. Но в "летающие тарелки" верю. В детстве мне как-то приснилась непонятная встреча, может быть, с "инопланетянами". Они прилетели, естественно, на диске. Можете считать меня немного романтиком, но мне интересно построить летательный аппарат дискообразной формы. Увы, мечту осуществить пока не удалось...
Работы по созданию американской "летающей тарелки" начались по заказу армии США в 1947 году. Под руководством англичанина Джона Форста в канадском отделении британской самолетостроительной фирмы "Авро" был построен дисколет "Аврокар" VZ-9V диаметром 5,48 м. 12 декабря 1959 года на территории завода "Авро Канада" в Мэлтоне этот аппарат впервые поднялся в воздух, а вскоре начались и его горизонтальные полеты. Дисколет отрывался от земли на воздушной подушке. Затем набирал требуемую высоту с помощью трех воздушно-реактивных двигателей. После чего, меняя вектор их тяги, разгонялся до нужной скорости. Однако уже через семь месяцев работы над этим проектом были свернуты "в связи с истечением срока контракта". По официальной версии, - из-за недостаточной устойчивости построенного аппарата и из-за того, что дисколету так и не удалось достичь даже расчетной скорости - 419 км/час.
Правда, через 17 лет после завершения работ было озвучено мнение военного историка, полковника Роберта Гаммона, который заявил, что проект "Авро" лишь отвлекал внимание общественности от... реальных исследований НЛО.
Всего было построено две модели "Аврокаров". Один аппарат разобрали, а со второго только сняли двигатель и оставили в ангаре-запаснике Мелтона.
- Технологический образец отечественного термоплана так и не взлетел...
- ...а вот американский дисколет совершил-таки несколько полетов.
| ||||||||