Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Причину гибели Юры мы никогда не узнаем!

"Комсомольская правда", Москва, 26.03.2003

Автор: Андрей Павлов


         12 апреля 1961 года. Этот снимок сделан через несколько минут после возвращения с орбиты на территории ракетного дивизиона ПВО, куда привезли Юрия Гагарина. (Снимок прислал наш читатель В. Артемьев. Публикуется впервые).


         Сегодня (26 марта) исполняется 35 лет со дня гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина.


         Расследование катастрофы велось небывалое. Три комиссии, правительственная и две рабочие (по материальной части и летно-методическим вопросам), по крупицам просеивали информацию о последнем полете космонавта N1. А еще была четвертая комиссия, про которую немногие знали. Ее возглавлял один из руководителей управления контрразведки КГБ СССР Николай Душин.
         - В 1991 году я готовился к кандидатской диссертации в архивах военной контрразведки, - рассказывает бывший его подчиненный Николай Рыбкин, более четверти века работавший в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина, долгое время возглавлявший отдел военной контрразведки Звездного городка. - Среди других бумаг я обнаружил документы по катастрофе самолета Гагарина и Серегина. Я их тщательно изучил. И у меня создалось впечатление, что Гагарина - конечно, не намеренно - подвели к тому, что случилось. Не Гагарин погиб, а Гагарина не уберегли...
         Сегодня мы публикуем выдержки из документов, предоставленных нам военным контрразведчиком. Они интересны уже тем, что чекистское расследование в отличие от ведомственных было беспристрастным.

Чекисты искали даже американских диверсантов...


         Листаю "План первичных оперативных мероприятий по выявлению причин, которые могли повлечь катастрофу самолета УТИ МиГ-15 номер 612739 (бортовой номер 18)". План датирован днем катастрофы, 27 марта 1968 года. В этот же день были выдвинуты четыре версии.
         Первая - "умышленные действия по выводу техники из строя: во враждебных целях или из низменных побуждений".
         Вторая - "некачественная подготовка материальной части к полетам".
         Третья - "недостаточная подготовленность летчиков к данному полету".
         Четвертая - "неудовлетворительное руководство полетом".
         Подробнейшие, на семи листах, указания по проверке каждой из версий. Особое внимание - подозрительным лицам, имевшим отношение к подготовке и обслуживанию самолета. Не было ли у них "нездоровых высказываний, угроз в адрес командования или враждебных проявлений", "не имеется ли на них компроматериалов, не было ли контактов с иностранцами", "не было ли изменений в их поведении после катастрофы (нервозность, беспокойство в связи с проводимым расследованием)".
         Копали глубоко. Среди "подозрительных личностей" фигурирует жена инженера, проверявшего перед полетом герметичность систем. Донесение гласит: за много лет до катастрофы эта женщина "на пристани "Солнечная поляна" Химкинского водохранилища имела контакт с женой секретаря посольства США по вопросам культуры Каттарман Дороти".
         Проведенная проверка установила: встреча была случайной.

...нашли отечественных разгильдяев...


         Первый тревожный звоночек: бригада, которая руководила полетом УТИ МиГ-15, была, скажем так, не на уровне. "Руководитель полетов подполковник Я., - пишет майор контрразведки Симаков в своем донесении, - в сложных ситуациях проявлял нервозность и растерянность. Из-за слабой памяти плохо усваивал задания на полеты, принимал поспешные и неправильные решения. Дежурный штурман подполковник Ш. по личным и деловым качествам суетлив, решения принимает поспешно, делает ошибки в расчетах времени прибытия самолетов на аэродром. Плохо знает характеристики радиолокаторов и другой техники. Помощник руководителя майор Д. злоупотребляет спиртными напитками, недобросовестно относится к служебным обязанностям".
         А вот последний звонок тем, кто выпускал в небо Гагарина и его инструктора: за неделю до их гибели самолет Серегина был в секундах от катастрофы!
         "20 марта с. г. при руководстве полетами Я. не проанализировал метеорологическую обстановку, в результате чего не заметил снежного заряда. В условиях ограниченной видимости Я. разрешил посадку Серегину В. С. на аэродроме "Чкаловская". Последний произвел ее с перелетом. Выкатывание самолета и возможная авария были предотвращены специальным тормозным устройством".
         И уже через неделю все тот же Я. ошибается снова, когда в небе находится самолет Гагарина - Серегина. "Руководитель полетов Я. не соблюдал интервала движения самолетов. Через одну минуту после взлета Гагарина он выпустил более скоростной самолет. Из-за этой ошибки УТИ МиГ-15 вынужден был перейти в другую зону. За выполнением задания Гагариным Я. должным образом не следил. Не запросил, почему тот задание выполнил раньше, чем предусмотрено упражнением. После потери связи с самолетом Гагарина подполковник Я. не использовал имевшиеся средства для фиксации маршрута полета самолета".
         Что из этого следует? "Указанные недостатки затрудняли осуществление полета самолета, - пишет руководитель особого отдела подполковник Обельчак, - однако причиной его катастрофы, по мнению агентуры и специалистов, они быть не могли".
         В поисках причины продолжаем листать документы контрразведки...

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100