«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
Прочитано: 80% |
Казалось бы, радиоуглеродное датирование должно было поставить точку в истории с плащаницей. Как бы не так! Сразу же после публикации этих результатов появились сомнения, связанные с отклонением от Туринского протокола при процедуре взятия пробы: напомню - на отклонениях настояла церковь. Действительно, непрерывная и документированная идентификация образцов не была проведена. Упаковки образцов осматривались только тремя представителями церкви, и, к сожалению, все это не фиксировалось фотокамерой.
В среде журналистов это неизбежно привело к возникновению теории о заговоре.
Однако независимые эксперты считают, что образцы взяты честно и исследование выполнено на высоком уровне. У всех трех лабораторий в пределах ошибок совпал не только возраст плащаницы, но и возраст контрольных образцов двух других исторических тканей, даты рождения которых историкам точно известны.
И все же этот случай показывает, что может произойти, когда исходя из политических или церковных интересов происходит отклонение от установленной процедуры. Опасение, что случайное отклонение, полученное в одной из трех лабораторий, поставит под вопрос общий результат, не оправдалось. Но отсутствие безукоризненно выполненного протокола исследования все же дало повод для различных спекуляций.
В России серьезных публикаций о Туринской плащанице и тем более о связанных с ней исследованиях было немного: ведь никто из нас не держал ее в руках, да и мало кто видел. Поэтому мой интерес привлекла статья в "Вестнике Российской академии наук" (Фесенко и др.; 2001), в которой ответственные сотрудники Института криминалистики и Министерства юстиции РФ поставили под сомнение радиоуглеродный возраст плащаницы. Как говорится, за дело взялись профессионалы! Они отметили, что пострадавшая от пожара 1532 года плащаница по историческим данным подверглась реставрации, в процессе которой ее могли пропитывать растительными маслами и таким образом привнести в ее состав свежий органический материал, способный существенно изменить соотношение изотопов углерода (С-14/С-12). Авторы статьи экспериментально показали, что методика подготовки образцов плащаницы к радиоуглеродному исследованию, использованная, в частности, специалистами Оксфорда, не обеспечивает полного удаления из ткани плащаницы высохшего растительного масла. Встает вопрос: насколько это могло "омолодить" плащаницу?
И вот тут авторы статьи допустили промах: они сделали расчет, исходя из предположения, что не отмытое растительное масло привнесло в ткань лишь радиоактивный изотоп углерода (С-14), тогда как, на самом деле, ткань в результате загрязнения свежим природным углеводородом могла обогатиться только природной смесью изотопов углерода. Эта ошибка обошлась авторам статьи дорого: их вывод гласит - ткань, изготовленная 2000 лет назад, в результате указанного загрязнения вполне может дать средневековый радиоуглеродный возраст. Но аккуратный расчет показывает, что это не так: загрязнение маслом могло сдвинуть возраст плащаницы лишь на несколько десятков лет.
Жаль, что нашим криминалистам не удалось сказать своего слова в "плащаницелогии". По правде сказать, мне трудно понять причину их столь элементарного промаха. Ведь решалась школьная задача!
Впрочем, промахи и даже подвохи допускались и раньше. Например, в 1989 году физик из лаборатории высоких энергий Гарвардского университета Томас Филлипс предположил, что в момент воскресения Христа его тело испустило мощный импульс тепловых нейтронов (а почему бы и нет - что мы знаем о физике воскресения?).
При этом некоторые ядра изотопа С-13, захватывая нейтроны, могли превратиться в ядра С-14, "омолодив" таким образом ткань плащаницы с точки зрения радиоуглеродных исследований. Хотя всем было ясно, что эта идея относится к разряду "Физики шутят", она была тщательно проанализирована специалистами. Были найдены аргументы, например, нормальный изотопный состав других элементов, полностью отвергающие эту гипотезу. Так закончилась нормальная научная дискуссия.
В качестве курьеза отмечу, что неверное решение задачи про "омоложение" плащаницы, полученное в работе Фесенко и др., совершенно верно описывает ситуацию, рассмотренную Филлипсом. Так в "деле о плащанице" добавилась еще одна загадка. Думаю, их будет еще много. Ведь Туринская плащаница - не столько объект научного исследования, сколько фокус идеологических и социальных проблем.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки
| ||||||||