Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

Самоубийственная новость

"Коммерсант-Власть", 10.02.2003, Москва, n5, стр.66-68

Автор: Анна Фенько


         Герой известного мультфильма авторитетно утверждал: "С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют". Он не прав - заразиться можно не только вирусом, но и душевным расстройством и даже несчастным случаем со смертельным исходом


         В июне 1962 года руководство было вынуждено закрыть ткацкую фабрику в Стронгсвилле, США, из-за внезапной загадочной болезни, которая постигла рабочих. Сперва с симптомами тошноты и сыпи в больницу обратились десять женщин и один мужчина. Врачи заподозрили отравление в результате укуса какого-то насекомого, завезенного с грузом шерсти из Англии. Фабрику закрыли, а тем временем еще 62 работника были госпитализированы с похожими симптомами, к которым добавились приступы паники. Специалисты-энтомологи обследовали фабрику, но не нашли никаких следов загадочного насекомого. Случай был квалифицирован как массовая истерия, наступившая в результате психического заражения или самовнушения.
         Впоследствии были проанализированы еще 23 случая заражения истерией - коллективного проявления болезненных симптомов, вызванных убеждением одного или нескольких членов коллектива в существовании неизвестного патогена. Способом передачи подобной психической инфекции являются слухи, которые распространяются в некоем изолированном коллективе - обычно в тюрьмах, больницах или армейских частях.
         Бывают, впрочем, и широкомасштабные психологические эпидемии. Так, после смерти принцессы Дианы в 1997 году была зафиксирована эпидемия галлюцинаций - поклонники леди Ди в массовом порядке сообщали о том, что ее дух удостоил их своим посещением. Подобным "инфекционным" путем распространяются слухи об инопланетянах и прочих сверхъестественных феноменах. Люди начинают видеть их тем чаще, чем больше о них пишут.
         Типичный пример "инфекционного" заражения - поведение биржевых игроков. Эпидемии финансовой паники в считаные часы охватывают страны и континенты и превращаются в глобальную пандемию. По такому же сценарию происходит заражение определенной покупательской модой: вдруг ни с того ни с сего все бросаются покупать каких-нибудь тамагочи, циркониевые браслеты или Гарри Поттера.

Феномен Вертера


         В 1774 году вышел роман Гёте "Страдания юного Вертера", главный герой которого застрелился от несчастной любви. Книга не только сделала писателя знаменитым, но и вызвала волну подражательных самоубийств по всей Европе.
         Власти некоторых стран даже запретили роман. В России аналогичное воздействие, правда, меньшее по масштабу, произвела "Бедная Лиза", которая навела некоторых юных девушек на мысль броситься в пруд.
         Уже в наше время на феномен Вертера обратили внимание социологи. Профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего Дэвид Филипс внимательно изучал статистику самоубийств в США на протяжении более чем 20 лет. Он обнаружил, что в течение двух месяцев после того, как на первых полосах газет публиковалась информация о каком-нибудь самоубийстве, в среднем совершалось на 58 самоубийств больше, чем обычно (см. график). Причем увеличение происходило именно в тех штатах, где случай суицида получал широкую огласку.
         Филипс объясняет это тем, что некоторые неуравновешенные люди, прочитав о самоубийстве какого-то человека, убивают себя в подражание ему. Конечно, можно предположить, что в данное время в данном месте на многих людей действуют одни и те же факторы (экономический спад или магнитные бури), толкающие их к суициду. Но такое объяснение неприемлемо - рост самоубийств находится в прямой зависимости именно от широты освещения самоубийства в СМИ. В соседних регионах, где складываются те же условия, но газеты не публикуют сообщения о самоубийстве, резкого увеличения их числа не происходит.
         Еще одно возможное объяснение феномена Вертера - это гипотеза "тяжелой утраты". На первых полосах публикуются лишь сообщения о самоубийствах хорошо известных и уважаемых в обществе людей, так что, возможно, их смерть погружает читателей в шок и глубокое уныние. Правда, самоубийство от горя по известному актеру или спортсмену предположить гораздо труднее, чем самоубийство по личным обстоятельствам. Скорее всего, сообщение о поступке известного человека - лишь невольная подсказка или санкция тем, кто и так находится в тяжелом положении и не может найти из него достойного выхода. Особенно "действенны" сообщения, в которых подробно рассказывается о причинах и способе совершения самоубийства. В 1999 году популярный канадский телерепортер повесился на своем ремне. Этот случай широко освещался местными СМИ, что вызвало рост самоубийств через повешение на 70%.
         "Подсказкой" не обязательно служат сообщения о реальных самоубийствах. В 1981 году в Германии шел художественный телефильм, в котором были детально показаны злоключения молодого человека, толкнувшие его к самоубийству под колесами поезда. За два месяца после демонстрации фильма число самоубийств под колесами поездов выросло почти вдвое, а среди юношей 15-19 лет - втрое. Повторный показ фильма через два года привел к росту "железнодорожных" самоубийств на 20%.
         СМИ в силах вызвать эпидемию самоубийств, но они способны и остановить ее. В 1980-е в Вене наблюдался резкий всплеск самоубийств под колесами поездов метро. Австрийская суицидологическая ассоциация провела широкомасштабную кампанию среди журналистов и добилась изменения стиля подачи подобных новостей в СМИ. Когда сообщения перестали носить сенсационный характер и содержать красочные подробности, уровень "подземных" самоубийств сократился на 75%.

Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100