Оглавление | Каталог библиотеки
Прочитано: 0% |
Расследование катастрофы шаттла Columbia затягивается
Считавшаяся до среды основой версия гибели космического челнока Columbia, разрушившегося при входе в плотные слои атмосферы в минувшую субботу, вчера была признана несостоятельной. Эксперты Американского агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) пришли к выводу, что инцидент на старте - когда 16 января фрагмент оторвавшегося теплоизоляционного покрытия внешнего топливного бака шаттла ударил по его левому крылу - не мог быть причиной трагедии. Об этом заявил глава программы пилотируемых полетов НАСА Рон Диттмор. По его словам, специалисты изучили несколько фрагментов видеозаписей, сделанных во время старта с различных точек. И определили, что кусок термоизоляции не нанес сколь-либо существенных повреждений плиткам, из которых состоит защитный слой корабля. К тому же этот фрагмент эксперты умудрились найти на стартовой площадке космодрома на мысе Канаверал - его масса не превышает килограмма. Тем не менее в НАСА, как, впрочем, и в российских космических кругах, по-прежнему склонны считать, что разрушение челнока началось в районе левого крыла, где датчики незадолго до прекращения связи с землей зафиксировали повышение сопротивления потоку и, как следствие, стремительный рост температуры.
Сейчас поиски обломков Columbia продолжаются от западного побережья США до восточного: в Калифорнии, как ранее в Техасе и Луизиане, также были обнаружены довольно крупные фрагменты взорвавшегося корабля, а во Флориде инспекторы прочесывают космодром, чтобы понять, не было ли во время старта челнока других неприятных "потерь". По словам г-на Диттмора, теперь эксперты намерены сосредоточиться на других версиях - "на том, что мы не заметили, " - и, в частности, проанализировать реакцию бортовой системы на неожиданно возросшее сопротивление воздушному потоку на левом крыле корабля. Кстати, фрагменты одного из крыльев корабля уже обнаружены - во всяком случае так считают специалисты после предварительного осмотра крупных обломков, обнаруженных в Луизиане. В ближайшее время они будут доставлены для более детального изучения на одну из баз ВВС, а затем - в центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне.
Кстати, не отвергают в НАСА и версий, которые в большом количестве поставляют добровольные помощники из числа фотографов и астрономов-любителей, наблюдавших за входом челнока в плотные слои атмосферы. К теориям о том, что космический корабль могли погубить НЛО, метеориты или даже удар молнии, эксперты относятся весьма скептически, но окончательно их пока не опровергли. Так же, как и предположения о столкновении шаттла Columbia с фрагментами какого-нибудь старого аппарата или другим "космическим мусором". "В принципе это возможно, - сказал по этому поводу Рон Диттмор. - Но насколько вероятно, я не знаю".
Тем не менее сбываются самые пессимистичные прогнозы о том, что расследование катастрофы челнока может затянуться на годы, и, следовательно, полеты шаттлов к Международной космической станции, куда они доставляли 90% необходимых грузов, возобновятся не скоро. Переговоры же о дальнейшей судьбе МКС с участием всех партнеров по проекту начнутся не раньше, чем через две-три недели. Об этом вчера сообщил находящийся на авиасалоне "Аэро Индия - 2003" глава "Росавиакосмоса" Юрий Коптев. По его словам, перед тем как принимать какое-либо решение по орбитальной станции, необходимо сначала понять, "что случилось с Columbia, что необходимо для продолжения эксплуатации шаттлов и сколько на это потребуется времени". Правда, при этом руководитель "Росавиакосмоса" заранее предупредил, что вверенной ему отрасли сложно будет взять на себя полноценное обеспечение МКС без увеличения финансовых ассигнований в текущем году хотя бы на 7,6% - до 140 млн долларов. Ведь вместо планировавшихся ранее трех запусков транспортных кораблей "Прогресс" к станции нужно будет отправить по меньшей мере пять-шесть "грузовиков". Также г-н Коптев считает необходимым пересмотреть значение "космических" статей при составлении бюджета-2004. Поскольку, по его словам, шаттлы, возможно, "не будут летать не один год", а грузовой корабль Европейского космического агентства появится "в лучшем случае в конце 2005-го".
Последний же корабль "Прогресс", стартовавший к МКС через сутки после гибели Columbia, уже успешно пристыковался к станции и сейчас разгружается. Помимо почти полутора тонн научного оборудования он доставил экипажу продукты, 50 кг кислорода и 70 кг воды. По оценкам специалистов, этих запасов американским астронавтам Кеннету Бауэрсоксу, Дональду Петтиту и россиянину Николаю Бударину хватит до конца мая. Впрочем, пока никто не отменял и запланированный на апрель запуск корабля "Союз", на котором, вероятнее всего, вместо экспедиции посещения на МКС отправится смена.
| ||||||||