«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 79% |
Церетели Зураб Константинович - российский художник и скульптор. Родился 4 января 1934 г. в Тифлисе (ныне Тбилиси). Народный художник СССР. Президент Российской академии художеств. Автор столичных памятников Российско-грузинской дружбе, Петру I и многих других.
- Не так давно Вы заявили о своём желании создать нечто более высокое, нежели Эйфелева башня: "Высота Эйфелевой башни 300 метров, а это будет 400-метровой высоты". И Пётр I, и Центральный монумент Победы в Москве тоже далеко не самые Ваши маленькие памятники, Зураб Константинович. Как Вы относитесь к обвинениям в гигантомании?
-... Мы с вами сейчас пойдём в музей, и вы увидите, что там достаточно моих скульптур маленького размера. Размер произведения искусства я не выдумываю просто так, его мне диктует архитектура и пространство местности. Масштаб какой-то конкретной скульптуры или памятника вырабатывают архитектурные институты, создаётся макет, а потом я уже получаю заказ на эту работу. То есть в одном месте памятник должен быть одной высоты, а в другом месте схожий памятник может быть уже иного размера. Возьмите, к примеру, мой памятник жертвам теракта в Беслане, который стоит в Москве. Он что - большой?
Обвинения меня в гигантомании были специально инспирированы группой людей, чтобы дискредитировать в моём лице представителей высшего политического руководства, которые одобрили ряд моих проектов. Так что всё это смешно! Я даже считаю, что эти люди создали мне определённую рекламу. Кстати, многие из простых людей, задействованных в нападках на меня, пишут мне письма с извинениями. Многим из них давали деньги за то, чтобы они подписывали письма протеста против моего творчества в Москве. Ко мне потом приходили родители студентов архитектурного института и рассказывали, что их детям давали деньги, чтобы они выходили на митинги протеста против установки моего памятника Петру. Мой Христофор Колумб гораздо выше московского Петра - я на днях улетаю в Пуэрто-Рико устанавливать этот 126-метровый памятник в океане. По идее, Колумб должен был стоять уже давно, но помешала как раз эта кампания в России против меня. Американцы - они же в этом смысле, как дети - на время заморозили установку. Сейчас просят возобновить. Кстати, на создание больших скульптур уходит гораздо больше времени и нервов, создание их - процесс очень тяжёлый...
-...в котором не последнюю роль играет, очевидно, государство. Насколько велика зависимость творца от власть предержащих? Вы, один из самых удачливых и востребованных скульпторов современности, сами пришли к правителям или они Вас нашли?
- Я приведу вам пример... Когда я жил в Тбилиси, главный архитектор города попросил меня принять участие в планировании строительства детского кинотеатра. Я сделал эскиз, в котором отразил близкую к детской пластику. Этот эскиз висел в кабинете главного архитектора до тех пор, пока из столицы не приехал заместитель главного архитектора Москвы Мдоянц. И как мне потом рассказали, Мдоянц, увидев мой эскиз, поехал к Посохину - они строили тогда объекты в Пицунде, - говорит ему: "Я нашёл художника, которого мы ищем - он мыслит монументально". Меня приглашает к себе Посохин и говорит: "Видите, у нас все здания получаются одинаковые. Если у вас родится идея, как можно придать им индивидуальность, - дайте мне, пожалуйста, знать".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||