«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 76%


         Но ведь есть же и другие примеры. Помните фильм "Мой друг Иван Лапшин"? Прекрасный фильм о советской эпохе. Там как раз на фоне всех этих коммуналок, на фоне чудовищно бедного послевоенного быта живёт дух победившего народа, который пробивается через весь этот кошмар преступности и нищеты к грядущему свету. К космической мечте человека! В этом фильме режиссёр таким вот образом обходится с атрибутикой послевоенной советской жизни, с этими коммуналками. И, между прочим, пафос этого фильма тоже, как и передач Молчанова - Парфёнова, адресован другой реальности - брежневской - из сталинско-послевоенной.
         - Почему в 1990-е стала модной апелляция к достижениям советской эпохи?
         - Чем дальше мы уходим от советского опыта, тем отчётливей он проступает. Ведь надо понимать, что в самом Советском Союзе философия его предназначения была зашифрована, её смысл был закамуфлирован, затёрт, замылен, особенно после 1956 года. А как мы видим теперь, Советы предложили человечеству альтернативную форму бытия. Слагалось общество, небывалое по своей форме и сущности, которое было асимметрично всему тому, что демонстрировал мир. Это было общество, которое заявило, что оно готово основать своё бытие на принципах справедливости. Оно заявляло, что готово создать идеальный, по существу, райский социум. Социум, в котором бы отсутствовали все издержки, дефекты, всё несовершенство, а осталось лишь совершенное бытие. Совершенный народ. Говорилось даже, что будет создаваться совершенное человечество.
         По существу, советское общество было гигантским красным монастырём, в котором формировалось почти мистическое монастырское братство, ориентированное на сверхцели. На преодоление зла. А поскольку самое большое зло для человечества - это смерть, тема её преодоления нашла отражение в мировоззрении "красных". Тем более что русские космисты уже глубоко занялись этой темой ранее.
         Был же Циолковский, рядом с которым был Чижевский, а учеником Циолковского был Николай Фёдоров, который разрабатывал концепцию воскрешения из мёртвых. Так что "красная" мистика была связана с тем, что задачей "красного" человечества было уничтожение энтропии - тепловой смерти. Победа над смертью в пределах Земли, в пределах Вселенной.
         - Что конкретно Вы имеете в виду?
         - Грубо говоря, советские должны были лететь в отдалённые, не погасшие углы Вселенной и зажигать там звёзды. То есть советский опыт имел космическое измерение. Которое, конечно, было остановлено страшной войной. Но и сама война имела космический смысл. Она поддаётся только космической трактовке. Это было событие, соизмеримое с пришествием Христа. И жертва, которая была принесена Советским Союзом, - 30 миллионов жизней, соизмерима с Христовой жертвой.
         Советский смысл, советская метафизика состоит в том, что Советы дерзновенно посягнули на то, на что никогда не посягали другие народы. А роль русских, находящихся в недрах этого проекта, колоссальна. Она, повторяю, космическая. Но сегодня нашему несчастному, сбитому с толку, потерявшему цели и ориентиры народу об этом рассказать некому. Напротив, ему сегодня объясняют, что прожитая им жизнь - историческая бессмыслица, причём как советская, так и вообще вся русская.
         - Но ведь, как ни крути, "красная" попытка не удалась?
         - То, что эта попытка не удалась, то, что этот проект в конце концов провалился, не отменяет его величия. Человечество обязательно попробует осуществить его ещё раз. Человечество обязательно попытается ещё раз построить общество на основах справедливости. В данном случае под справедливостью я имею в виду не социальную справедливость, как её понимали советские, а универсальное явление, принцип, на котором основано мироздание. Движение планет вокруг Солнца и звёздные материи.
         Москва, август 2011 г.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100