«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 66% |
Примерно в середине 1990-х народ стал вновь смотреть отечественные фильмы, вернее, лучшие образцы советского кино, которые стали регулярно включать в воскресную и праздничную программу даже на воинствующе демократическом телевидении тех лет. "Осенний марафон", "Семнадцать мгновений весны", "Джентльмены удачи"... Их переписывали на видео, покупали кассеты, смотрели, вспоминали, ностальгировали. Хотя нет, я убеждён, что простой ностальгией этот глобальный народный возврат к советскому кино объяснять упрощённо, всё было несколько сложнее. Был у меня в ту пору приятель Митяй, абсолютно советский по своей ментальности человек, архитектор, попавший, как и многие, не по своей воле в исторический переплёт смены эпох, сменивший поэтому любимую профессию на какую-то совершенно жуткую возню с землёй под бензоколонки и, очевидно, от этого страдавший. Так вот Митяй имел странную, на мой тогдашний взгляд, привычку. Приходя домой, он первым делом включал видеомагнитофон и вставлял в него кассету с "Кавказской пленницей", при этом он продолжал заниматься своими делами, время от времени поглядывая на экран и подхохатывая над вершившимся на нём действом. Когда фильм заканчивался, он спокойно дожидался, пока кассета перемотается, и включал её вновь, ту же "Кавказскую пленницу", и снова возился с ребёнком, ужинал, дремал, принимал гостей, готовился ко сну, делал всё что угодно и сколько угодно, а в это время на экране Вицин, Никулин и Моргунов гонялись за Варлей. "Кавказская пленница" была фоном жизни Митяя. Его отдушиной от жути, творившейся за окном. Ведь коль скоро Митяю надо было как-то зарабатывать на жизнь, он с этой жутью соприкасался, а спасался от неё в непритязательной солнечной советской комедии, которая, кроме прочего, напоминала Митяю о лучших временах.
Рассказанная мной история лучше всего иллюстрирует происходившие в 1990-х годах кинематографические метаморфозы в душах бывших советских людей. От видеосалонов к "Кавказской пленнице". Радикально, конечно, но лично у меня не было знакомых, кто бы в 1990-е годы ходил в кинотеатры, и, думаю, вы тоже вряд ли вспомните таковых.
И ещё напоследок. Можно ли рассматривать положение дел в кинематографе в 1990-е годы с точки зрения заданной мной темы: потворство Ельцина в добивании Западом всего советского? Впрямую, конечно, нет, только закостенелый "патриот" может предположить, что в ЦРУ, составляя опись за описью, готовили к отправке в СССР-Россию голливудские боевики, чтобы растлить советский народ. Голливудская продукция изначально предназначается, как известно, собственному потребителю, и отнюдь не с целью его растлить, американцы не враги сами себе. А вот способствовать путём экономического и идеологического лоббирования наводнению своими киношедеврами просторов России США, конечно, могли. Поскольку ничто так не разрушает национальную ментальность человека, как исподволь навязанный извне чужой образ жизни и чужие ценности. А уж такая область искусства, как кинематограф, в этом деле так просто идеологический авангард. (Вспомните слова Ленина о кино.) Поэтому скажем в очередной раз спасибо Борису Николаевичу Ельцину, его антинародное в этом смысле попустительство сыграло в деле голливудизации России главную роль. Отныне жизнь россиян без американских фильмов немыслима. Они формируют наши представления о кино, и конца этому, увы, не видно.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||