«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 26% |
- Моя роль была в том, что я спецслужбам всячески объяснял возможности этой технологии и то, что её нужно использовать. Напомню, что в 1990-е годы даже Министерство связи долгое время Интернет не считало делом, хотя у меня были прекрасные отношения с руководителями этого министерства Булгаком и Марковым, мы с ними всё это обсуждали, палки в колёса они не вставляли, но фактически говорилось: "Лёш, ты скажи, мы тебе поможем, но, если честно, всё это игрушки..."
Спецслужбам я объяснял, что для того, чтобы Интернет не представлял угрозу безопасности страны, его закрывать не обязательно, достаточно предпринять для этого определённые шаги, и всё. Ни для кого же не секрет, что существуют документы, в соответствии с которыми операторы связи обязаны предоставлять возможность прослушки. И всё это согласно букве закона. Известно, как всё это оформляется.
- Разве ФАПСИ занималось оперативной работой?
- Конкретно ФАПСИ оперативной работой не занималось. Я работал там генеральным директором Деловой сети России. Мы должны были использовать наработки Федерального агентства правительственной связи по защите информации для создания нормальной, конфиденциальной связи в интересах бизнеса России. Как раз то, о чём все сейчас шумят: безопасность банковских переводов, личной информации, персональных данных и так далее. Это очень высокоинтеллектуальная работа - применять мозг при защите информации, а с этим делом у нас, как известно, не всегда дружат...
-...и, кроме того, не очень-то чужим мозгам доверяют.
- Да. Помню, в самом начале внедрения Интернета в бизнес было много всяких разговоров. Меня, например, с хитрым видом спрашивали в банках: "Вот будет идти платёж по вашей электронной сети. А кто мне гарантирует, что он не будет подменён? Кто гарантирует, что он придёт в те сроки, в которые нужно? Чем гарантирует?" Объясняю, что в стандартном процессе платежа возможностей его сорвать гораздо больше. Девушка-бухгалтер, везущая платёжки на трамвае в банк, может по различным причинам туда не доехать. Это раз. Второе. Девушка, принимающая в банке платёжки, в лучшем случае сравнивает образец подписи с подписью на платёжке. И чем она отвечает за то, что не распознает подделку? Так почему же вы требуете от электронной формы платежей защищённость на порядок выше? Я привёл этот пример для того, чтобы сказать, что в деле защиты информации мало кто тогда понимал. Как, впрочем, мало понимает и сейчас.
- Когда и как отечественные СМИ впервые оказались в Интернете?
- Это произошло в июле 1991 года. К этому времени я с моими коллегами создал на базе Курчатовского института отечественный сегмент Интернета. Вначале он был предназначен исключительно для обмена информацией внутри научного сообщества, но вскоре случился целый обвал возможностей, связанных с Интернетом. Выяснилось, что кроме учёных Интернет интересен и бизнесу - предложили его на бирже, вскоре узнаём, что Интернет интересен СМИ - начинаем сотрудничать. И так далее.
- Кто стал Вашим первым клиентом?
- "Интерфакс" был одним из первых средств массовой информации, которое мы подключили к Интернету. Помню, как мы их уговаривали - у них тогда стояло море факсов, а мы убеждали их перейти на электронную почту. Чуть позже к нам подключились "РИА-Новости", стали тесно сотрудничать с "ИТАР-ТАСС".
- Технологические принципы получения информации тогда отличались от нынешних?
- Отличались. Информация в Интернете тогда распространялась не по лентам, а долгое время по так называемым ньюсам - сейчас они, кстати, тоже не вполне умерли. То есть это были глобальные новостные телекоммуникационные конференции по каким-то определённым направлениям. СМИ на них подписывались и получали по электронной почте те статьи, которые их интересовали. Так было во всём мире.
- Как определяли цену своих услуг?
- Начальный процесс ценообразования в Интернете был очень забавный. Велись удивительные для нашего времени разговоры. Ну, например. Сколько стоит факс, все знали, сколько стоит модем, тоже, а вот сколько стоила услуга электронной почты, никто не представлял - услуга вроде бы есть, а ценника на неё нет, поэтому многие считали, что она должна быть даром. А учёные, скажем, несколько лет после внедрения в нашей стране Интернета принципиально считали, что он должен быть бесплатным. При этом тот факт, что в США за Интернет платило государство, их интересовал мало.
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||