«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 29%


         Те, кто ходил в советскую ДМШ, помнят, что с первых же классов были не только уроки по специальности - по 2 часа в неделю, но и уроки сольфеджио - тоже по 2 часа в неделю, и так называемой "музыкальной литературы" - по 2 часа в неделю. Кроме того, в старших классах появился камерный ансамбль - с 5-го класса - фортепианный ансамбль с 6-го - аккомпанемент. Были в старших классах также и уроки теории музыки - по 2 часа в неделю.
         Здесь о таком ученик, вернее, его родители, могут только мечтать. Как уже было сказано: 1 час в неделю ("урок вдвоём") - специальность, плюс 1 час в неделю 8 недель подряд, за пару месяцев перед переходным или выпускным экзаменом - лекции по темам музыкальной теории.
         Отсутствие теоретических образовательных дисциплин вроде истории музыки приводит к тому, что даже хорошие ученики (количество каковых, понятное дело, стремится к нулю) в конце обучения не знают, кто такой Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович: Имена Листа, Равеля, Малера, Брукнера и др. для них - тоже зачастую загадка. Пианисты не знают таких величайших представителей своей специальности, как тот же Рахманинов, как Рихтер, Бенедетти-Микеланджели, Гульд. Это всё при том, что колоссальное количество записей в любых форматах доступно сегодня в интернете! Нам, представителям поколения 70-х г.р., о таком свободном доступе в сокровищницу мирового музыкального и исполнительского искусства приходилось только мечтать. Нередко ученики музыкальных школ практически совсем не знают знаменитейших симфонических или оперно-балетно-симфонических произведений, таких как, например, 3, 7 симфонии Бетховена, 3 или 4 симфонии Брамса. Шуберта - величайшего австрийского композитора, венца, одного из абсолютных гигантов мировой музыки - не знают вообще, за исключением, пожалуй, его имени, симфоний Чайковского не знают, Шопена знают по крупицам разученного. Продолжать можно долго. Картина удручает.
         Ведь если незнание хотя бы имён русских и советских творцов мирового культурного наследия ещё можно списать на контузии, полученные в результате информационной войны, то на что списывать незнание таких имён "своих", немецкоговорящих авторов, как Рильке, Ремарк, Гессе, Манн, нередко - Гёте, Шиллер? Не только мызыкант, но любой образованный человек, закончивший гимназию, а тем более университет, обязан быть знаком с именами и произведениями, составляющими мировое культурное наследие.
         "Виноваты конкретные педагоги", - скажете Вы. Да, но мы должны обучить человека игре на инструменте, прежде всего. То, что мы успеваем впихнуть в головы школьников из теоретических знаний всего лишь за 50 минут в неделю, да ещё и "вдвоём", мы делаем. Однако невозможно использовать все уроки по специальности на культурно-музыкальное образование ребёнка - Боливар не выдержит двоих. Попробуйте-ка человеку, желающему стать лётчиком, прочитать только лишь курс истории и теории воздухоплавания, а затем посадите его в самолёт. Полетит? Вот то-то! - отвечу я.
         Будет ли хоть что-то улучшаться? Нет. Не будет. Будет только ухудшаться. Хорошо, если не лавинообразно. Если, конечно, не произойдёт чудо. Обычное, чудесное.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100