«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 27%

Миф No 12. На западе высокий культурный уровень общества

"Что для русского здорово, то для немца карачун!" П.А. Вяземский,
"Масленица на чужой стороне", 1853.


        Пояснение мифа: страны запада издревле славились великими композиторами, писателями, художниками и поэтами. Европейская архитектура - одна из самых богатых и изысканных в мире. Театры Европы и США славятся знаменитыми актёрами и незабываемыми постановками. Воспитываясь в такой атмосфере, западный человек впитывает любовь к прекрасному с молоком матери.
         Из чего складывается культурный уровень общества, по мнению авторов этой книги? Как правило, из двух составляющих: воспитания и образованности. Образованность, в свою очередь, складывается из общих познаний, а также ориентировки человека в таких областях, как литература, музыка, живопись.
         Вопросы, поднимаемые в этой главе, нельзя рассматривать отдельно от других проблем, которые были описаны выше или о которых читателю ещё предстоит прочесть. Воспитание и образованность - это следствие многих факторов: и общего уровня образования в стране, и отношения общества к образованным людям, и внутренних морально-нравственных ценностей каждого отдельного человека.
         Толковый словарь Ожегова толкует воспитание как "навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни". А. П. Чехов так описывал основные признаки воспитанных людей: "Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы: Они чистосердечны и боятся лжи, как огня: Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не суетны: Если они имеют в себе талант, то уважают его: Они воспитывают в себе эстетику". Говоря простыми словами, воспитание - это не только умение пользоваться столовыми приборами, но и вектор направления мысли, а ещё - элементарный этикет в общении. И если первую проблему с приборами западное общество как-то победило, то со второй им на данный момент справиться достаточно трудно.
         Демократическое государство, которое, по мнению западного человека, является эталоном организации общества, провозглашает свободу слова всех своих граждан, причём во всех аспектах их жизни. И граждане, совершенно не стесняясь, высказывают вам свои суждения по тому или иному вопросу, даже если эти суждения никакими фактами не подкреплены. Если гражданам, например, не нравится, что вы русского происхождения, то они всем своим видом, поведением и манерой разговора незамедлительно вам об этом сообщат. Если вы скажете им, например, что живёте в Германии, потому что ваш муж немец, то услышите в ответ: "Все иностранки здесь такие..." И дико русскому человеку наблюдать такую невоспитанность и несдержанность, но свобода слова берёт своё.
         Европейцам порой присущи странные для нас высказывания о том, например, что Гагарин полетел в космос вместо собаки, что у него даже не было высшего образования и Циолковский для него априори должен был остаться неведомым писателем, по причине того, что Гагарин - выходец из крестьянской семьи. А такие люди не могут иметь хорошего образования и, уж тем более, читать художественную литературу. (Предпосылки данного суждения можно прочитать в главе No 15). И тут мне пришла на ум одна русская поговорка: "По себе о других не судят". Если в Германии сын крестьянина порой не смеет и мечтать о высшем образовании, то в Советском Союзе и Гагарин, и Дегтярёв, и Курчатов, и Люлька творили историю и были выходцами из простых семей. И невдомёк европейским гражданам, что советская популярность образованности радикально отличалась от их европейской популярности узкой специализации. Это было для нас обычным явлением: иметь дома и Циолковского, и Пушкина, и Лермонтова, и Толстого, и Достоевского и читать их, даже если у тебя всего 3 класса образования сельской школы.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100