«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 72% |
Администрация сделала возможным для саудовцев закупку АВАКС, современных истребителей, а в последнее время ракет "Стингер", прибегая при этом к специальным полномочиям президента. Была создана новая военная структура USCENTCOM, которая была приспособлена к специфическим требованиям безопасности в Персидском заливе. Президент даже направил личное послание королю Фахду, выражая свою поддержку саудовской династии. В начале 1985 года военно-воздушные силы США начали монтировать "Щит мира", который должен был стать наисовременнейшей интегрированной системой воздушной обороны вне НАТО. Это была компьютеризированная система управления, контроля и связи, соединившая саудовские самолеты с АВАКС с пятью подземными центрами слежения и семнадцатью радарными станциями дальнего радиуса действия.
"Щит мира" должен был действовать по принципу отпугивающей силы. Если бы она не сработала, то система действовала бы как координатор саудовской воздушной обороны, а также была бы преградой ракетам "воздух-земля". Предполагалось, что "Щит мира" постепенно отобьет все атаки в течение 10 дней, то есть до времени прибытия американской помощи. "Щит мира" был, кроме того, подтверждением американской военной помощи Саудовской Аравии. Постоянный персонал обслуживания насчитывал 400 человек, которые сотрудничали с 1.700 американскими военными, уже расположившимися в Саудовской Аравии. Командный пункт должен был поддерживать постоянный контакт с "La Salle", флагманом американского флота, состоящего из шести боевых кораблей в Персидском заливе, и USCENTCOM в США.
Администрация и в самом деле не ставила никаких условий взамен за эту систему защиты, однако в Вашингтоне надеялись, что она окажет влияние на цены саудовской нефти. Уайнбергер вспоминал: "Мы продали саудовцам все это оружие, чтобы снизить цены на нефть".
Осенью 1984 года, за несколько дней до запланированной поездки в Саудовскую Аравию, Уильям Кейси отвел в сторону Гленна Кемпбелла, председателя президентского надзора за разведывательными службами. Кейси предпочитал работать с Кемпбеллом и его небольшим коллективом, а не с большинством Совета консультантов президента по делам внешней политики. Они разговаривали о разных делах, пока наконец Кейси без обиняков не сказал о намерениях администрации. "Он должен был говорить с саудовцами о понижении цен, - вспоминал Кемпбелл. - В подробности он не стал вдаваться. Потом лишь едва о чем-то обмолвился".
В течение всего 1984 года администрация Рейгана проводила кампанию снижения мировых цен на нефть. 1 августа шейх Заки аль-Ямани, проводил переговоры с английским министром энергетики и несколькими главными нефтяными компаниями о приостановке снижения цен на нефть и стабилизации их на уровне 29 долларов за баррель. Это была попытка поднять цены, что было неодобрительно встречено в Вашингтоне. Через две недели после англо-саудовской декларации министр финансов Дональд Риган выслал записку министру энергетики. Дональду Ходелу, докладывая, что США должны стремиться к снижению цен, "сопротивляясь всяким нажимам".
Вскоре после этого, во время публичного выступления на конференции по нефтедобыче в Лондоне, Ходел задал риторический вопрос: "Достаточно ли низки цены на нефть для клиентов?" Он непосредственно не ответил на свой вопрос, но давал понять, что цены все же не так уж низки. Несколько недель спустя Ходел сделал достаточно громкий и скорее необычный шаг - выслал телексы крупнейшим нефтяным компаниям США, критикуя усилия ОПЕК, ведшие к "манипулированию рынком через искусственно завышенные цены или произвольное ограничение добычи". Было похоже, что администрация проводит пропагандистскую акцию снижения цен.
Высшие чиновники отлично знали, что низкие цены на нефть приносят значительную пользу экономике США. Секретное послание Государственного департамента госсекретарю Джорджу Шульцу подтверждало выводы министерства финансов от 1983 года о международных ценах на нефть. "Перспектива более низких цен склонила министерство финансов обратиться к исследованиям на эту тему в 1983 году. Можно лишь повторить его выводы, что более низкие цены на нефть пойдут на пользу мировой экономике, а те проблемы, которые может создать снижение цен для экспортеров нефти, не составляют угрозы для мировой торговли или финансовой системы". \10
Эти действия не прошли незамеченными. Шейх Ямани в частных разговорах с американскими государственными чиновниками указывал на "доказательства деятельности правительства США, направленной на снижение цен на нефть". Телеграммы в Государственный департамент подтверждали то, что некоторые европейские чиновники приходили к аналогичным выводам. Жан Сырота, высокопоставленный французский чиновник в министерстве энергетики, сказал одному из американских сотрудников, что высказывание Ходела - это первое выступление высокопоставленной особы в американской энергетике, которая так громко говорит о ценах на нефть. Американский чиновник послал депешу в Госдепартамент: "Сырота, хоть и не сказал этого напрямик, однако намекнул, что Соединенные Штаты могут быть движущей силой тенденции к снижению цен". \11
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||