«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 15% |
Принципиально новые виды военной техники, появившиеся во время войны: атомная бомба, радиолокаторы и ракеты потребовали комплексного системного подхода в научных разработках и организации производства во всех странах, где они создавались. В электронной аппаратуре крупномасштабная организаторская деятельность была тем более нужна в связи с переходом от разрозненных аппаратов или устройств к созданию больших систем, где они связывались воедино для совместной работы. В этом системном проектировании был неоценим опыт аналогичных электромеханических систем с оптическими средствами наблюдения, какими были ПУС и ПУАЗО.
Для создания радиоэлектронной аппаратуры с нужными военным тактико-техническими характеристиками и устойчивой к неблагоприятным окружающим условиям решения чисто конструктивных проблем было недостаточно. Требовались совершенно новые классы радиокомпонентов и не только активных, но и пассивных. Для развёртывания массового производства средств радиолокации была необходима организация производства унифицированных высоконадёжных сопротивлений, конденсаторов, штепсельных разъёмов, переключателей, высокочастотных кабелей и др. и, конечно же, электровакуумных приборов.
За рубежом уже в середине тридцатых годов проходила специализация производств в различных областях электроники. Число фирм, производящих радиоприёмники, сокращалось, а фирм, производящих радиокомпоненты, росло. Владельцы первых, как правило, не имели ни технической базы, ни экономических предпосылок оплачивать исследования и разработку деталей радиоаппаратуры, необходимых им в каждом конкретном случае. Они не могли конкурировать со специализированными фирмами, которые получили широкий рынок сбыта. Даже при высоком уровне электронной промышленности развёртывание широкомасштабного производства радиотехнических средств СВЧ диапазона для военных целей потребовало огромных усилий. А ведь в Соединённых Штатах Америки в 1940 году одних только радиовещательных приёмников выпустили более восьми миллионов штук (почти в 60 раз больше, чем в СССР), и среди них четверть автомобильных.
Своим появлением радиолокация обязана развитию средств борьбы в воздухе и на море. Первые системы радиообнаружения самолётов создавались с использованием метода биений. В этой аппаратуре передатчик и приёмник разносились на значительное расстояние друг от друга. Передача велась незатухающими колебаниями, а приёмник фиксировал флуктуирующие сигналы (биения), когда самолёт пролетал сквозь завесу, созданную радиоволнами. Сегодня любой телезритель за городом, имеет "удовольствие" при близком пролёте самолёта наблюдать картину биений в виде полос на экране своего телевизора. Разработки по этому направлению в США начались ещё в начале 1931 года. В нашей стране одним из первых проблемой радиообнаружения занялось Управление ПВО РККА для службы ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь). Начало этих работ приходится на 1933 год и связано с именем П.К. Ощепкова. В 1936 году наши специалисты ознакомились с описанием патента немецкой радиофирмы "Телефункен" на аналогичную аппаратуру. Необходимость разноса передатчика и приёмника резко ограничивала возможности этого метода на суше и делала его неприменимым на море, и от подобных практически стационарных систем быстро отказались. НИИИС РККА всё-таки довёл это направление до аппаратуры "Ревень", которая под наименованием РУС-1 (радиоулавливатель самолётов - первый) в 1940 году была принята на вооружение для охраны воздушного пространства государственной границы.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||