«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 91%


         Осенью в Галлиполи ещё оставались более 10 тыс. чел. Но им было уже полегче, чем прежде. Место стало "своим", хоть как-то обжитым. Ко второй зиме можно было подготовиться более капитально - рыли землянки, копили редкое здесь топливо, использовали для благоустройства вещи уехавших. А главное - больше не было гнетущей неопределённости и безысходности. Появилась надежда на скорое улучшение, и оставалось только ждать своей очереди отъезда.
         Белогвардейцев не оставляли без внимания и советские спецслужбы. От захваченного Францией флота у Врангеля оставалось ещё одно судно - яхта "Лукулл" водоизмещением 1600 т. По международным законам - последний кусочек русской территории. На яхте разместилась резиденция главнокомандующего. Здесь он жил, работал, проводил совещания в узком кругу, несколько раз посещал на ней лагеря. Кроме 33 чел. команды, на "Лукулле" располагались адъютанты, дежурные офицеры, 18 конвойцев охраны. 15 октября в 16.30 большой пароход "Адрия", шедший из Батума через Босфор под итальянским флагом, при хорошей видимости и спокойном море внезапно повернул на полном ходу в сторону "Лукулла", стоявшего на рейде. Тревожных гудков пароход почему-то не давал. "Адрия" застопорила машины и стала отдавать якоря лишь в 200 метрах от яхты, когда столкновение было уже неизбежным. Вахтенный офицер мичман Сапунов приказал бросать кранцы и побежал поднимать команду. Удар пришёлся на левый борт, прямо в помещения, занимаемые Врангелем. Форштевень "Адрии" проломил борт "Лукулла" и застрял в нём. Потом пароход стал отваливать задним ходом. В широкую пробоину хлынула вода, и яхта затонула почти мгновенно. Не спустив шлюпок, не бросив спасательных кругов, "Адрия" отошла от места происшествия. Сам Врангель с женой и адъютантом по счастливой случайности незадолго до катастрофы съехал на берег в одно из посольств. Погибли повар и Сапунов, до последней секунды старавшийся принять какие-то меры. Утонули всё имущество, документы и архив Врангеля. С помощью водолазов часть документации удалось потом поднять со дна в подпорченном виде. Остальное пропало. В ходе следствия капитан "Адрии" Симич и лоцман Самурский ссылались на сильное течение "форс-мажор", лишившее пароход возможности маневрировать. Выяснилось также, что Симич принимал меры, чтобы задержаться в карантине и пройти мимо "Лукулла" ночью. В общем, настоящие виновники угадывались достаточно прозрачно. Но прямых улик не было, и дело списали на "несчастный случай".
         Нащупывая слабые звенья в цепи Белой гвардии, советские спецслужбы начали операцию по обработке Слащёва. Учитывая его конфликты с Врангелем, неуравновешенность, беспорядочный образ жизни, большевистская агентура стала склонять его к возвращению в Россию, гарантируя неприкосновенность. В декабре Слащёв на своей паровой яхте "Жанна" тайно покинул Турцию и взял курс на Крым. Вместе с ним отправился ряд его ближайших соратников - генерал Мильковский, полковники Гильбих и Мизерницкий, а также жена и её брат. Накануне отъезда, по свидетельству очевидцев, Слащёв кутил в ресторане, громогласно распространяясь, что вынужден уехать "с целью борьбы с политикой Запада, который распродаёт Россию". По прибытию в Совдепию его действительно не тронули, и он выступил с рядом заявлений, приглашая "всех русских офицеров и солдат, находящихся ещё за границей, подчиниться советской власти и вернуться на родину". В одном из них говорилось:

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100