«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 84%


         Если пытки оставались на уровне "самодеятельности" и экспериментов, проводимых везде по-своему, то казни унифицировались, приводились к единой методике. Уже в 1919-1920 гг. они осуществлялись одинаково и в Одессе, и в Киеве, и в Сибири. Жертвы раздевались донага, укладывались на пол лицом вниз и убивались выстрелом в затылок. Такое единообразие позволяет предположить централизованные методические указания, учитывающие режим максимальной "экономии" и "удобства". Один патрон на человека, гарантия от нежелательных эксцессов в последний момент, опять же - меньше корчится, не доставляет неудобств при падении, как положил, так и лежит, оттаскивай и клади следующего. Лишь в массовых случаях форма убийства отличалась - баржи с пробиваемыми днищами, винтовочные залпы или пулемёты.
         Впрочем, даже в этих ситуациях предписанный ритуал по возможности соблюдался. Так, в 1919 г. перед сдачей Киева, когда одним махом бросили под залпы китайцев множество заключённых (добавив к ним и партию гражданских сотрудниц ЧК, канцелярских и агентурных, - видимо, слишком много знавших), даже в царившей спешке подрасстрельных, дожидавшихся своей очереди, не забывали пунктуально раздевать. А в период массовых расправ в Крыму, когда каждую ночь водили под пулемёт целыми толпами, обречённых заставляли раздеваться ещё в тюрьме, чтобы не гонять транспорт за вещами. И зимой, по ветру и морозу, колонны голых мужчин и женщин гнали к месту казни.
         Но, пожалуй, такой порядок объяснялся не садизмом и желанием поглумиться. Он вполне вписывался в изначальные проекты нового общества и обосновывался всё той же железной логикой ленинской антиутопии, напрочь похерившей все моральные и нравственные "пережитки" и оставившей новому государству только принципы голого рационализма. Поэтому система, уничтожающая ненужных людей, обязывалась скрупулёзно сохранять всё, способное пригодиться, не брезгуя и грязным бельём. Вот только волосы не состригали на матрацы, как нацистские последователи, - но в условиях свирепствующего тифа оно было бы и небезопасным. А одежда и обувь казнённых (за исключением разворованного непосредственными исполнителями) тщательно приходовались и поступали в "актив" ЧК. Любопытный документ попал по какой-то случайности или недосмотру в ПСС Ленина, т. 51, стр. 19:
         "Счёт Владимиру Ильичу от хозяйственного отдела МЧК на проданный и отпущенный Вам товар..."
         В нём за подписью зав. хозяйственным отделом Московской ЧК перечисляются вещи: сапоги - 1 пара, костюм, подтяжки, пояс.
         "Всего на 1 тыс. 417 руб. 75 коп."
         Поневоле задумаешься, кому принадлежали выставленные потом в музеях ленинские костюмы, пальто и кепки? Остыть-то успели после прежнего хозяина, когда их вождь на себя натягивал?
         Когда после "красного" террора обращаешься к "белому" и начинаешь исследовать материалы, то поневоле возникает вопрос - а был ли он вообще? Если определять "террор" по его большевистскому облику, как явление централизованное, массовое, составляющее часть общей политики и государственной системы, то ответ однозначно получится отрицательным.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100